Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Трудная победа в небе

Летчик И. Н. Кожедуб — впоследствии трижды Герой  Советского Союза (слева) 6, 7 и 8 июля 1943 г. сбил четыре  самолета противника. Друзья поздравляют его с победой

Летчик И. Н. Кожедуб — впоследствии трижды Герой Советского Союза (слева) 6, 7 и 8 июля 1943 г. сбил четыре самолета противника. Друзья поздравляют его с победой.

Окончание. Начало в номере от 28 августа

В №34 газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья" редакция начала публикацию материала о соперничестве советских и немецких лётчиков-асов во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Автор анализирует цифры той и другой стороны и приходит к выводу, что они не являются критерием оценки мастерства пилотов. Были и разного рода обстоятельства, которые оказывали влияние на результат воздушного боя. Об этом и другом читайте ниже.

Лично я, ознакомившись с большим количеством материалов на эту тему, думаю, что приписки у немцев наверняка были. Как и у нас. Но общей картины они изменить не могли.

Ну а теперь давайте попробуем, укротив уязвлённое национальное самолюбие, спокойно проанализировать послужные списки двух наиболее результативных противников — Эриха Хартмана и Ивана Кожедуба. Возможно, это приблизит нас к истине.

Эрих Хартман, участник боевых действий с 14.10.1942 г. Совершил 1425 боевых вылетов, провёл 825 воздушных боёв, сбил 352 самолёта противника. Награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами. Войну закончил в возрасте 23-х лет. С мая 1945 г. — советский военнопленный. В 1951 г. был осужден военным трибуналом как военный преступник на 25 лет с формулировкой "...за нанесение особо крупного материального ущерба советскому государству, путём уничтожения 345 советских самолётов", что невольно явилось официальным признанием непревзойдённого боевого мастерства немецкого лётчика.

После 10 лет скитаний по лагерям благодаря усилиям канцлера ФРГ Аденауэра в октябре 1955 г. Хартман вернулся в Германию. В 1995 г. органами военной юстиции Российской Федерации он был реабилитирован. Приговор был признан недействительным. Умер в сентябре 1993 года.

Иван Кожедуб, участник боевых действий с марта 1943 г. Совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боёв, сбил 64 самолёта противника. Трижды Герой Советского Союза. Войну закончил в возрасте 25 лет. 

 В апреле 1945-го над Берлином "Лавочкин" Кожедуба внезапно был атакован парой американских "Мустангов". У советского лётчика не было выбора — он сбил их. Командир корпуса Е. Савицкий, узнав об очередных победах Кожедуба, усмехнулся и пророчески бросил: "Это в счёт будущей войны". Как в воду смотрел: уже в апреле 1951 г. 324-ая авиадивизия И. Кожедуба приступила к боевым действиям в Корее. Умер военный советский лётчик в августе 1991 года.

А теперь сравним боевой путь непримиримых противников.

Об уровне боевого мастерства лётчика-истребителя принято судить по общему количеству сбитых им самолётов врага. И здесь Хартман действительно впереди планеты всей. Однако при оценке эффективности воздушных асов следует обязательно учитывать, пожалуй, самый существенный фактор — предоставленную возможность для одержания победы. У Хартмана эта возможность была несравненно шире — он провёл 825 воздушных боёв за 2 года и 7 месяцев пребывания на фронте. Иван Кожедуб же за 2 года и 3 месяца лётной работы провёл 120 воздушных боёв. Почему так мало? Вот что говорил по этому поводу генерал-полковник авиации В. К. Андреев, сравнивая число боевых вылетов у лучших наших и немецких асов: "Наша система инженерно-технического и аэродромно-тылового обслуживания не могла обеспечить столь эффективной и интенсивной боевой работы авиации. А у немцев, выходит, могла. Однако мы за прошедшие 55 лет так и не смогли не только поставить на должный уровень свою систему, но и толком не разобрались, как же она функционировала у немцев". И действительно, из истории Великой Отечественной войны известно немало примеров того, как немцы за счёт великолепно отлаженной организованности, оперативности действий, устойчивой радиосвязи умели создавать численное превосходство на важнейших участках фронта или в отдельном бою.

Но я лишь скажу, что по уровню боевого мастерства всё равно наш лётчик оказался выше. В этом легко убедиться, рассмотрев отношение количества проведенных воздушных боёв к количеству сбитых самолётов. Так, если у И. Кожедуба на одну победу приходится 1,87 воздушного боя, то у Хартмана этот показатель хуже — 2,34.

Так что у нас есть все основания считать боевое мастерство наших асов непревзойдённым. В суровом военном небе 41-го и 42-го они сумели выстоять, завоевав превосходство в 43-м. Их вклад в нашу общую победу неоценим, и мы гордимся ими.

Кстати, наш второй по результативности ас, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, прошедший всю войну, совершил более 600 боевых вылетов и провёл 137 воздушных боёв, сбив при этом 59 самолётов противника. Как говорится, информация к размышлению. Полезно знать историю войны в полном объёме, тогда можно будет избежать ошибок в будущем. Истина доказана временем. И не однажды. 

Мы хорошо помним, какой ценой добывалась наша победа в той войне, поэтому всегда чтим тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины. Вечная память героям!

«Прогресс Приморья», № 35 (298) от 04.09.2014 г.

Анатолий Бортник

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно