Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Доброфлот раздвинул дальневосточные горизонты

Здание Доброфлота во Владивостоке

Здание Доброфлота во Владивостоке.

Продолжение. Начало номере от 21 августа

Пароходом на Дальний Восток

В трюмах "Москвы", вышедшей из Одессы 28 февраля 1880 года во Владивосток,  находились грузы четырнадцати московских и одесских фирм-отправителей. В каютах с удобством расположились первые пассажиры, которые следовали по билетам, приобретенным в одесской кассе Общества. Этим рейсом было открыто "правильное товаро-пассажирское сообщение с нашими портами на Восточном океане", положено начало созданию агентства и базы Добровольного флота во Владивостоке.

Вскоре с Черного моря на Дальний Восток снялись "Петербург" и "Россия". Начались регулярные рейсы, велись переговоры о покупке новых судов, росли перевозки. Быстрее и дешевле стали доставляться грузы. Если до открытия регулярного морского сообщения грузы через Сибирь шли около года, то морские суда доставляли их из Одессы за два месяца. Первые итоги работы Добровольного флота обнадеживали. Но вскоре стали сказываться большая дальность перевозок при малочисленности судов, их высокая стоимость, а также сокращение пожертвований.

В апреле 1882 года К.П. Победоносцев обратился к Александру II с ходатайством о выделении из казны 7,5 млн рублей с рассрочкой на 10 лет для укрепления и развития деятельности Общества. Резолюция императора, адресованная министру финансов Н.Х. Бунге, гласила: "Прошу вас очень обратить особое внимание на это дело и представить мне ваши соображения. По-моему, это весьма полезное и национальное дело, которое грешно бросить на произвол судьбы". И снова начались дискуссии и обсуждения. Снова был поднят вопрос: существовать ли Добровольному флоту? Работала специальная комиссия, не раз заседал Государственный Совет…

Наконец, 14 марта 1883 года по высочайшему повелению Общество Добровольного флота было передано морскому министерству как независимое коммерческое правительственно-промышленное и транспортное предприятие, непосредственно подчиненное управляющему министерством. 24 февраля 1886 года утверждается "Временное положение о Добровольном флоте", в соответствии с которым в июне на базе Общества организуется Комитет Добровольного флота под председательством контр-адмирала
П.Ф. Юрьева.

В подчинении Комитета находились 7 судов и 2 конторы в Одессе и Владивостоке и 13 агентов, в том числе в Москве, Одессе, Севастополе, Новороссийске, Батуми, Константинополе, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки, Ханькоу. Положением определялось, что Добровольный флот должен совершать ежегодно не менее семи срочных рейсов между Одессой и портами Тихого океана, в том числе четыре — до Владивостока, два — до Дуэ и один — в Гонконг с заходами в Ханькоу, Константинополь, Порт-Саид, Аден, Сингапур и Нагасаки. При этом Добровольный флот получал субсидию 4 руб. 25 коп. за пройденную милю, но не более 600 тыс. руб. в год.

С конца 80-х годов началось планомерное пополнение флота главным образом типовыми серийными товаро-пассажирскими пароходами, которые строились по специальным проектам в Англии. Конструкция одних судов создавалась исключительно для транспортных целей, других — в расчете на их быстрое превращение в крейсеры, они отличались большими размерами, повышенной прочностью корпуса и мощностью машин. В течение десяти лет в строй вошло 15 пароходов, в том числе в 1895–1896-х — первые 4 однотипных судна: "Владимир", "Воронеж", "Киев", "Екатеринослав" (предназначались для перевозки рельсов и других грузов для строившихся Забайкальского и Уссурийского участков Транссибирской железнодорожной магистрали). Вслед за этими судами на линии вышли корабли крейсерского типа: "Москва", "Смоленск" и "Херсон". Начинается время расцвета Добровольного флота. Достаточно сказать, что с 1895 по 1902 годы пароходами Добровольного флота было перевезено 12 млн пудов рельсов, доставлено 25 млн пудов разных грузов, 3 млн пассажиров. Все чаще совершаются рейсы в глубинные районы Охотского, Камчатского и Чукотского побережий.

Но вот в начале ХIХ века вступает в строй Транссибирская магистраль. Затем вследствие Русско-японской войны наступает почти двухлетний перерыв в деятельности Добровольного флота. К 1906 году количество перевозимых грузов и пассажиров уменьшилось вдвое. В этих условиях Добровольный флот изыскивает и осваивает новые направления работы.

Так, с лета 1906 года началось плавание перевозки эмигрантов по новой линии между Либавой и Нью-Йорком. Первый пароход "Смоленск" отправился в Северную Америку 25 июня. Вслед за ним снялся "Петербург II". Организация линии принесла успех. Уже в следующую навигацию через Атлантику ходили пять кораблей. С 1907 года Добровольный флот начал принимать деятельное участие в перевозке русских паломников-мусульман, ежегодно отправляющихся в Мекку по маршруту Одесса (Севастополь) — Бейрут и обратно, Джидда — Феодосия.

В это же время открылись и окончательно установились новые линии и с Дальним Востоком: экспрессная между Владивостоком и портами Японии и Китая — Цуругой, Нагасаки и Шанхаем; линия Татарского пролива (Владивосток—Николаевск-на-Амуре); а с 1908 года — и Северные линии (Владивосток — порты Охотского и Берингова морей). В 1911–1913 годах проводились специальные рейсы в Нижнеколымск, впервые организуется поход пароходов из Владивостока к устью Лены. Этот рейс положил начало установлению плаваний между русским Дальним Востоком и азиатским побережьем Ледовитого океана.

Нормализируется работа линии Одесса — Владивосток, на которой совершают регулярные рейсы 12 лучших судов Добровольного флота; развиваются плавания в порты Северного и Балтийского морей. К 1914 году Добровольный флот становится мощным мореходным предприятием, имеющим 45 океанских пароходов дедвейтом около 170 тыс. тонн, недвижимость в России и за границей — свои дома, склады, пристани, мастерские, плавучие портовые средства, краны, катера — словом, пароходство стало первоклассным, его флаг был известен во всех заграничных портах, сеть агентств раскинута по всему миру. "Всякое большое дело, — говорил первый председатель главного управления Общества Добровольного флота К.П. Победоносцев, — начинается с малого, и из малого зерна, когда оно падает на добрую почву, может вырасти дерево.

Государственная власть за многое не может взяться сразу своими средствами, покуда усилия частных лиц, направляемые верою, знанием и опытом, не наметят пути и не проложат дороги для государства". Слова эти, сказанные более ста лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня.

«Прогресс Приморья», № 46 (309) от 20.11.2014 г.

Подготовил Владимир Алексеев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно