Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Экспонаты будущего авиамузея

В №1-2 за 2015 год профессиональный лётчик, член Союза машиностроителей России Анатолий Бортник рассказал о том, как становился на крыло красавец-самолёт Ил-14. И ещё о том, что его место в одном строю с экспонатами авиамузея, базирующегося в городе Арсеньеве. Следующим потенциальным экспонатом вполне может стать Ан-8. О нём сегодня наш рассказ.

Ан-8

Пожалуй, одним из самых интересных потенциальных экспонатов создаваемого авиамузея является раритетный Ан-8 № 69302, поступивший на эксплуатацию в лётно-транспортный отряд завода "Прогресс" в ноябре 1980 года.

Более двадцати лет экипажи ЛТО завода "Прогресс" эксплуатировали эти машины. Тогда это было самое массовое поступление однотипных самолётов в авиаотряд — в разные годы из ВВС предприятию передали одиннадцать таких машин.

Эксплуатация этих машин пришлась на самый напряжённый период работы "Прогресса", когда на предприятии был налажен и шёл полным ходом выпуск боевых вертолётов Ми-24. С апреля 1972 года и по февраль 1996-го продолжались полёты Ан-8 в интересах производственной деятельности завода. Последний рейс на "восьмёрке", причём уже коммерческий, был выполнен экипажем КВС Вячеслава Погорелова (2-й пилот — П. Третьяков, штурман — В. Селюк, бортмеханик — А. Валов, бортрадист — Ф. Кондратьев) в аэропорт Охотска. На следующий день этот Ан-8 № 69302 экипаж командира отряда Анатолия Гоя перегнал на заводской аэродром на вечную стоянку. До сих пор стоит эта многострадальная машина на территории "Прогресса" в ожидании лучшей участи: в настоящее время она официально является потенциальным экспонатом создаваемого в Арсеньеве Дальневосточного музея авиации.

Конечно же, за такой длительный срок эксплуатации этой уже устаревшей, довольно сложной и далеко не совершенной машины произошло немало отказов авиатехники, включая отказы двигателей в полёте. Тем не менее, все эти отказы попадали в разряд предпосылок, отряд 35 лет работал без тяжёлых лётных происшествий. И лишь в 1994 году, когда рушилась государственная система, в ЛТО произошла трагедия: в аэропорту Чайбуха во время выполнения взлёта потерпел катастрофу самолёт Ан-8 № 27209.

Имея относительно примитивное пилотажно-навигационное оборудование и недостаточно хорошую управляемость, "восьмёрка" была непростой школой для лётчиков, пришедших с более лёгких типов самолётов. Для многих экипажей Ан-8 стал переходной машиной на более совершенные Ан-12 и Ту-134. Эта заслуженная машина памятна многим экипажам, поэтому подробный рассказ о ней считаю более чем уместным.

Самолёт Ан-8 в истории нашей авиации — этапный. Принятие его на вооружение ВВС означало переход военно-транспортной авиации на новый качественный уровень: стоявшие на эксплуатации поршневые Ли-2, Ил-12 и Ил14 давно уже не отвечали современным требованиям.

Ан-8 являлся прямым предшественником Ан-12 и был разработан в ОКБ О. Антонова в 1954 году. Компоновка Ан-8 заметно отличалась от компоновки всех существовавших транспортных самолётов в нашей стране. Главным отличием "восьмёрки" был цельнометаллический фюзеляж большого диаметра с негерметичным грузовым отсеком, вмещавшим крупногабаритную армейскую технику. В хвостовой части фюзеляжа располагалась стрелковая установка с двумя пушками АМ-23. Шесть человек экипажа, кроме кормового стрелка, размещались в носовой герметичной кабине.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 3 (317) от 29.01.2015 г.

Анатолий Бортник

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно