Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Учитель, музыкант, лётчик-ас Дмитрий Калараш

Окончание. Начало в №7

Сорок первый

Мне доводилось бывать в музее славного завода "Прогресс", предприятия-лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Здесь всё дышит авиацией. И именно нашей, российской.

Когда попал в музей ХИПК, бывшего педучилища имени Калараша, ощутил что-то похожее. И именно благодаря личности военного лётчика, его масштабу. Казалось, что он где-то здесь, в этих стенах, вот возьмёт гитару и споёт под её аккомпанемент песню молодёжи 30-х годов "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…". Впрочем, он не только пел, но и выполнял лётную работу отлично. В самом начале войны Дмитрий Леонтьевич Калараш – командир истребительного полка Авиакорпуса Противовоздушной обороны города Москвы. Здесь им одержаны первые победы: 5 фашистских самолётов он сбил лично и 6 – в составе группы. Его лётное мастерство заметило командование. Отмечалось то, что, не имея боевого опыта ведения воздушных боёв с японцами на Дальнем Востоке и в войне с белофиннами в Финляндии, Дмитрий Калараш, как говорится, добирал опыт в начале войны с гитлеровцами. Он храбро воюет на Ленинградском фронте. В 1942 году получает назначение в Крым и на Кавказ. Его 236-я истребительная дивизия под командованием полковника В.Я. Кудряшова базировалась в городе Сочи в районе посёлка Лазаревское на берегу Чёрного моря. Д. Калараш был заметной фигурой среди своих сослуживцев. Молодой 30-летний лётчик никогда не паниковал в воздушных схватках, всегда действовал грамотно и умело. Сослуживцы вспоминали, что подполковник Калараш был общительным, любил шутить, хотя внешне выглядел спокойным. Всегда чист и опрятен. Физической выносливости ему тоже было не занимать. Себя он закалил в период обучения в педагогическом училище в Хабаровске. Несмотря на то что его боевой путь оборвался на втором году войны, поражает то, как умел лётчик решать воздушные головоломки, находясь в критических ситуациях. Его имя отлично знали на Кавказском фронте. К августу 1942 года он уже был дважды награждён орденом Красного Знамени, а в сентябре того же года командование представило его к званию Героя Советского Союза. На его лицевом счету значилось 18 сбитых вражеских самолётов, к ноябрю счёт вырос до 28 машин люфтваффе.

Сорок второй

28 октября 1942 года Дмитрий Калараш не вернулся из полёта. День выдался ненастным, видимость была плохая. Полётам мешала сильная облачность. Вместе с ведомым лётчиком С. Шировым Дмитрий Леонтьевич выполнял боевое задание на территории, временно оккупированной фашистами. Обнаружив скопление врага в районе станции Лазаревское, советские лётчики бесстрашно вступили в бой с шестью немецкими самолётами. Две машины наши сумели поджечь, но из-за облаков внезапно вынырнули 14 "мессершмиттов". С. Широв получил тяжёлое ранение, но машину не бросил, дотянул до аэродрома, хотя потерял в облаках своего ведомого. Подполковник Калараш принял неравный бой. Он выбрал цель и сверху направил свою искалеченную машину на вражеский самолёт. Мощный взрыв потряс окрестности. Так храбрый советский лётчик записал на свой лицевой счёт ещё одну победу, но сам погиб.

В колледже помнят героя. Его жизни посвящён большой стенд, у которого невольно останавливаешься. Юноши и девушки вчитываются в строки о человеке, который в прошлом веке был студентом педучилища, так же радовался жизни, верил в будущее, стремился к своей заветной мечте. Когда покидал здание, спросил молодого человека, что он знает о Дмитрии Калараше. И услышал ответ: "Он наш выпускник, Герой Советского Союза".

«Прогресс Приморья», № 8 (322) от 05.03.2015 г.

Сергей Лицов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно