|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Экспонаты будущего музеяВ предыдущем номере газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" редакция рассказывала о разных модификациях отечественных воздушных машин. Последний материал был посвящён легендарному самолёту Ту-134. Сегодня мы публикуем окончание. О том же мне рассказывал и Олег Осадчий, летавший в ЛТО с сентября 1986-го по 1996 год: — Командиром на Ту-134 я летал с 1986 года, — говорит Олег из Тюмени по телефону. — Хорошо помню эти полёты. Машина 65923 была первой серии, короткая, лёгкая. По нашей заявке на заводе-изготовителе на неё поставили дополнительные баки, и поэтому её общая заправка была 14400 кг вместо стандартной 13200 кг. Отчего мы и могли себе позволить полёты домой с одной посадкой в Красноярске. Конечно, во время предполётной подготовки тщательно анализировали прогнозируемые метеоусловия и особенно ветер по высотам. После взлёта — энергичный набор: сначала 9000 метров, а затем, по фактическому ветру, ищем струю по высотам. Летали на эшелонах до 12000 метров включительно. На высоте немного стягивали режим работы двигателей и, имея расход топлива 2100 кг/час, из Домодедово до Красноярска доходили за 4-45 — 4-50. А вот "югославский" борт Ту-134А № 93926 мы получали в Минске. Эта машина летала у нас относительно мало. Даже воспоминаний ярких не оставила. Помню только, что потом она долго стояла в Варфоломеевке и её готовы были забрать во Владивосток, но получилось так, как у нас чаще всего бывает — ни себе ни людям. Списали и порезали на металлолом. От себя добавлю, что Ту-134 № 65923 в этом отношении повезло куда больше. Во-первых, его перед списанием успели перегнать на заводской аэродром, причём сокращённым экипажем: КВС А. Гой, второй пилот М. Киселёв, бортмеханик В. Тяпшев. Это произошло в июле 1990 года. Момент посадки этого самолёта был, к счастью, зафиксирован на фотоплёнку кем-то из работников ЛИСа. Во-вторых, ветераны-лётчики ЛТО, инициировавшие идею создания в Арсеньеве авиамузея под открытым небом, неожиданно для себя нашли понимание и действенную поддержку у нового генерального директора "Прогресса" Юрия Денисенко. Это он, осознающий необходимость сохранения исторической памяти, дал распоряжение о передаче двух оставшихся самолётов ЛТО — Ан-8 О пожаре двигателя в полёте, который произошёл, как мне удалось установить по сохранившимся документам, 22 февраля 1985 года, рассказал Александр Сазонов. Лётчик был немногословен: — При выполнении полёта по маршруту Домодедово-Тюмень на самолёте Ту-134 произошёл пожар правого двигателя на высоте 10100 метров при входе в воздушное пространство аэропорта Свердловска. Пожар был ликвидирован, двигатель выключен, и мы совершили аварийную посадку в аэропорту Свердловска (Кольцово). Полёт проходил ночью, что усложняло его выполнение. После посадки в аэропорту вдоль ВПП нас ожидали пожарные машины, готовые приступить к тушению пожара, но полёт был завершён, и аварийная ситуация дальнейшего развития не получила. Более детально о возникновении аварийной ситуации и её причинах говорит Владимир Тяпшев, летавший в составе этого экипажа в качестве бортмеханика: — Наш экипаж в составе командира воздушного судна В. Петровского, пилота-инструктора А. Сазонова, второго пилота П. Козина, штурмана В. Гордеева, бортмеханика В. Тяпшева, бортрадиста Н. Ратникова и бывших на борту авиатехников В. Думбровского и Ю. Савельева ночью вылетел из Домодедово в Тюмень. Во время полёта на эшелоне внезапно сработала сигнализация "пожар правого двигателя" и "отказ генератора". Вслед за этим включилась автоматическая система тушения пожара в подкапотном пространстве. Пилот-инструктор Александр Сазонов, бывший в это время в пассажирском салоне, поспешил занять место на правом пилотском кресле вместо второго пилота П. Козина. Выключили отказавший генератор. Правый двигатель, как казалось на слух, работал нормально, по показаниям приборов его параметры также были в норме. Я, тем не менее, по команде КВС продублировал действия автоматики ручной системой пожаротушения и выключил двигатель. Позже определили, что причиной возгорания оказался человеческий фактор: при проведении регламентных работ на заводе-изготовителе было допущено нарушение технологии установки генератора на двигатель. В результате этого последний в полёте разрушился и вызвал пожар в подкапотном пространстве правого двигателя. — Наземным обслуживанием самолёта занимались авиатехники А. Карнаух, В. Думбровский, А. Самойленко, В. Попов, В. Жуков — бригада СД (самолёт и двигатель) и моя бригада по РЭСОС (радиоэлектроспецоборудование): В. Лисиенко, А. Вишняк, В. Попов. Вообще, мы обслуживали тогда три Ан-12 и один Ту-134, — заключает Юрий Савельев. «Прогресс Приморья», № 9 (323) от 12.03.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |