|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Создатель первого самолётаСреди выдающихся учёных и изобретателей в области воздухоплавания и авиации особое место занимает контр-адмирал А.Ф. Можайский. Родился Александр Фёдорович 21 марта 1825 года в городе Роченсальме Выборгской губернии в семье морского офицера. В 1841 году окончил Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1841-1862 и 1879-1882 годах служил в Военно-Морском флоте – на Балтийском, Белом и Баренцевом морях, плавал к берегам Японии, командовал флотилией на Амуре. С 1856 года А.Ф Можайский начал исследовать возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха для полёта человека. Достижению этой цели он посвятил более 25 лет. Вначале долго и тщательно изучал полёты птиц, особенно внимательно анализировал условия горизонтального полёта и планирования с распростёртыми крыльями. Впоследствии об удельных нагрузках на крылья птиц, а отсюда — об аэродинамических параметрах будущего летательного аппарата он писал: "…можно вывести заключение, что для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестию, скоростию и величиною площади или плоскости, и несомненно то, что, чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же площадь". Для проверки своих наблюдений А.Ф. Можайский строил и запускал воздушных змеев различных конструкций и размеров. К середине 1876 года у него сложилось чёткое представление о принципиальной схеме воздухоплавательного аппарата, и он приступил к опытам с летающими моделями. Все они имели элементы современного самолёта: фюзеляж, крылья, колёсное шасси, хвостовое оперение, винты и двигатели. Конструктор с успехом демонстрировал полёты своих моделей широкой публике. В июне 1880 года А.Ф. Можайский подал в Департамент торговли и мануфактур министрства финансов заявку на изобретение "воздухоплавательного снаряда" (самолёта) и в ноябре следующего года первым в России получил на него патент. В том же году на Красносельском военном поле, под Петербургом, он приступил к строительству самолёта, представляющего собой моноплан. С 1882 по 1885 годы А.Ф. Можайский ежегодно получал разрешения штаба войск гвардии и Петербургского военного округа на проведение опытов со своим "воздухоплавательным снарядом". Испытания длились несколько лет, хронологическую последовательность их установить не удалось: в 1897 году дело об испытании самолёта Можайского было уничтожено по истечении законного срока хранения. Известно лишь, что после разбега самолёт отделился от земли и поднялся в воздух, затем резко изменил направление и налетел на высокий забор, повредив крылья и шасси. Испытания показали, что самолёту необходимо увеличение мощности силовой установки. Но авария аппарата и недостаток средств сильно задержали работу. Правительство отказало А.Ф. Можайскому в просьбе об ассигновании денег, но начатые работы он продолжал. Однако завершить их не успел: 1 апреля 1890 года А.Ф. Можайский скоропостижно скончался от воспаления лёгких. А.Ф. Можайский значительно опередил зарубежных изобретателей, пытавшихся осуществить полёты на подобных аппаратах. Так, самолёт англичанина Х. Максима испытывался лишь в 1893 году (пробежал несколько десятков метров и поломался на взлёте), машина француза Адера – в 1897 году (пролетела около 200 м), аппарат американцев братьев Райт – в 1903 году (в первом полёте продержался в воздухе две-три секунды). Россияне гордятся своим замечательным соотечественником – создателем первого в мире самолёта. По решению Советского правительства в г. Красное Село Ленинградской области установлен бронзовый бюст А.Ф. Можайского. Его именем были названы Военный инженерный институт в Ленинграде, океанский теплоход, средняя школа в Вороновице. На домах, где в разное время проживал А.Ф. Можайский, установлены мемориальные доски. «Прогресс Приморья», № 11 (325) от 26.03.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |