Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Завод 116 — фронту!

Я родился, когда началась Вторая мировая. Когда она стала для нашего народа войной Отечественной, мне исполнилось всего лишь два года. Но "дети войны", как сейчас называют наше поколение, рано взрослели. Поэтому я помню холод и голод, полуразрушенные вокзалы, товарные поезда, очереди за кипятком и вечную боязнь матери меня потерять. Позже — холодную и пустую чужую квартиру, да в ожидании матери (она весь день на работе) — пугающее детское одиночество с огрызком карандаша и клочком бумаги для рисования.

Со дня нашей Победы в Великой Отечественной войне прошло семьдесят лет. Уже ушло в мир иной большинство выживших в ней победителей, а мы всё продолжаем вспоминать наши жертвы и неимоверно тяжёлый труд, ценой которых и досталась нам Победа. В Европе, легшей под Гитлера за считанные дни (им и вспоминать-то нечего), всё спрашивают: "Когда вы успокоитесь?". Наверное, никогда. Инстинкт самосохранения не позволяет нам забыть миллионы убитых соотечественников. Поэтому, наверное, и нет в нашем сознании такой клавиши, нажав на которую можно всё это вычеркнуть из памяти.

Авиаремонтный завод 116. Его работа на Победу началась в конце тридцатых. Тогда это был зарождающийся островок технической цивилизации в глухой таёжной стороне Приморья. Однако период становления предприятия неудачно совпал с периодом политических репрессий в стране, что отнюдь не способствовало скорейшему запуску производства. Только за два года было репрессировано пять высших работников администрации строящегося предприятия. Часто менялось руководство. Острая нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная материальная база, плохое снабжение, неустроенность быта — вот трудности того времени, которые сейчас невольно ассоциируются с современными санкциями. Только со стороны родной власти. Трудные были времена. Впрочем, иных у нас никогда и не было. Но "мы рождены, чтоб сказку сделать былью"! Читаешь скупые воспоминания первостроителей и поражаешься их упорству и энтузиазму.

В 1938 году, несмотря на огромные трудности (поверьте, это не пустые слова), строительство завода продолжалось. Сооружались главный корпус, производственные цеха, складские помещения. Но из-за отсутствия рабочих чертежей возведение ТЭЦ, других объектов энергетического хозяйства, а также пожарного депо начато не было. В целом план промышленного строительства за 1938 год был выполнен на 41,9 процента. Тем не менее, первые самолёты и авиационные моторы стали поступать на завод уже с февраля 1939 года: как известно, завод 116 был ориентирован на ремонт самолётов И-16, СБ, ДБ-3 и авиадвигателей М-25, М-85, М-100 и АМ-34. Однако основная производственная деятельность начала разворачиваться только в четвёртом квартале, по мере готовности заводских цехов.
Отсутствие опыта часто приводило к ошибкам и, как следствие, к срывам производственных заданий, а то и к более серьёзным просчётам. Так, первый истребитель И-16, отремонтированный на волне энтузиазма, был готов к сдаче на лётные испытания к майским праздникам 1940 года. Причём рабочие, участники соцсоревнования, спешили настолько, что при сборке самолёта забыли учесть размеры входных ворот ангара. И вот теперь отремонтированный, сверкающий новым лакокрасочным покрытием боевой "ишачок" не проходил в ворота. Но, как тогда пели, "нам нет преград ни в море, ни на суше" — быстро разобрали стену и выкатили истребитель на взлётное поле. Где он… категорически отказывался взлетать. Майор Филиппов, командир близлежащего истребительного авиаполка, сделав несколько безуспешных попыток взлететь, подрулил к ангару.

— Не могу понять, в чём дело, машина не хочет лететь. Посмотрите хорошо управление.

Военный лётчик, которого пригласили на завод для производства испытательных полётов, оказался прав. При сборке стабилизатор на истребителе был установлен неверно, что мешало на взлёте нормальному подъему хвоста для набора скорости при разбеге.
В июне майор Филиппов облетал учебный вариант И-16 — спарку УТИ-4. Так как управление механизмом уборки шасси находилось во второй кабине, участие в испытательном полёте вынужден был принять зам. начальника ЛИС по эксплуатации Б. Пономаревский.
– Я в испытателях оказался потому, что был наиболее опытным среди всего техсостава, — вспоминал позже Б. Пономаревский. — А облётанный нами УТИ-4 стал первым самолётом, поднятым на заводе в воздух.

После двух успешных вылетов самолёт был сдан заказчику. Кстати, лётно-испытательная станция, по воспоминаниям ветеранов, тогда располагалась в двух самолётных контейнерах, стоявших у взлётной полосы, которую из-за ограниченных размеров никто не называл аэродромом.

Освоив ремонт И-16, коллектив приступает к освоению ремонта СБ и ДБ-3. Несколько десятков отремонтированных боевых машин были переданы в войска, прежде чем в первом квартале 1940 года завод был сориентирован на сворачивание ремонта авиатехники. Постановлением Совнаркома и ЦК ВКП (б) от 7 декабря 1940 года завод 116 начинал подготовку к выпуску учебно-тренировочного самолёта Ут-2 конструкторского бюро А. Яковлева. Связано это было с новыми требованиями того тревожного предвоенного времени, когда на вооружение ВВС Красной армии стала поступать более совершенная скоростная авиатехника, для успешного освоения которой был необходим и новый, более скоростной самолёт первоначального обучения лётчиков. Ут-2 приходил на смену легендарному, но тихоходному "кукурузнику" У-2 (По-2).

Подготовка к серийному производству нового самолёта — сложнейший и трудоёмкий процесс. Для молодого коллектива он усложнялся отсутствием необходимого опыта и внезапным началом войны, нарушившим снабжение производства нужными материалами.

Производственный процесс начал принимать характер опытно-конструкторской и изыскательской работы: приходилось на месте разрабатывать технологию и осваивать производство необходимых материалов.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 13 (327) от 09.04.2015 г.

Анатолий Бортник

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно