Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
09 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Жизнь подводного флота

Газета Приморского регионального отделения СМР "Прогресс Приморья" в № 11 за текущий год рассказала о том, как зарождался отечественный подводный флот. Сегодня предлагаем прочитать продолжение материала — о дальнейшем развитии подплава.

Мичман Шмелёв стал не только первым офицером-подводником, но и первым, кто установил на подлодке перископ. Лодка военного инженера К. Шильдера с каждой стороны имела по три станка с направляющими, в которых находились пороховые ракеты. Их заряд воспламенялся электрическим током из лодки. Русский инженер И. Александровский в 1866 году впервые в мире применил на лодке механический двигатель и предложил установить на ней горизонтальные рули. Степан Джевецкий построил лодку с электромотором, использовав его в качестве подводного двигателя. По его проекту было построено 50 подводных лодок. На первый из этой серии подводных кораблей командиром был назначен лейтенант Ипполит Чайковский, брат великого русского композитора. Малые размеры первых русских лодок позволяли перевозить их по железной дороге.

В 1907 году в состав русского подводного флота вошла самая мощная для того времени по вооружению подводная лодка "Акула", созданная талантливым русским инженером И. Бубновым. Она имела 8 торпедных аппаратов. К началу Первой мировой войны по его проекту была построена подводная лодка типа "Барс" с 12 торпедными аппаратами. Для сравнения: на иностранных субмаринах в то время было лишь по 4 торпедных аппарата. Всего И. Бубнов разработал шесть проектов подводных лодок типа "Барс", по которым было построено 32 лодки, почти половина подводного флота дореволюционной России.

Стойкость и мужество проявили русские подводники в период Первой мировой войны. Заметим, что экипажи были укомплектованы хорошо подготовленными кадрами подводников, которые отважно действовали на Балтийском и Чёрном морях. Так, экипаж подлодки "Вепрь" под командованием лейтенанта В. Кондрашова, обнаружив немецкий транспорт в охранении миноносца, получил приказ командира идти на сближение. Для верности попадания в корпус вражеского транспорта было изготовлено к стрельбе три торпедных аппарата. Когда до цели оставалось 4 кабельтовых, три торпеды устремились к цели и поразили её. Конвойный миноносец заметил след торпед и на полном ходу ринулся на обнаруженный им перископ. Но на "Вепре" сумели увернуться, и лодка стала погружаться.

Получилось так, что лодка ударилась о скалистый грунт, и её едва не выбросило прямиком на острый форштевень немецкого миноносца. Сутки лодка лежала на дне. Лишь выждав время, на рассвете командир разрешил всплытие. Силы команды и запасы воздуха оказались на исходе. Удалось воспользоваться плохой видимостью и уйти от сторожившего "Вепрь" миноносца. На базу экипаж прибыл в полном составе.

Гражданская война в России тоже не обошлась без участия подводного флота. 31 августа 1919 года в Финском заливе наша подлодка "Пантера" сумела потопить английский эскадренный миноносец "Витториа". И тут началось! Девять вражеских миноносцев и один катер предприняли попытку после взрыва уничтожить "Пантеру". Но командир А. Бахтин, непрерывно маневрируя, сумел продержаться под водой 28 часов и, пройдя 75 миль, успешно привёл лодку в Кронштадт. Так подвиг "Пантеры" положил начало боевому счёту советских подводников.

После Гражданской войны, в 1927 году, началось строительство новых образцов подводных лодок. Первыми стали ПЛ типа "Д" ("Декабрист"), в начале 30-х годов создавались лодки типа "Щ" ("Щуки"), "С" и "М" ("Малютки"). Накануне Великой Отечественной войны в состав подводных сил страны вошли большие океанские лодки типа "К" ("Крейсерские"), мощные подводные крейсеры. Но больше всего было построено в этот период малых подводных лодок "М" — 78 и средних типа "Щ" — 77 лодок. Благодаря героическому труду отечественных конструкторов и оборонных предприятий к июню 1941 года в составе Военно-морского флота СССР насчитывалось 212 подводных лодок.

«Прогресс Приморья», № 13 (327) от 09.04.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно