Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Покорители водных глубин

Человек всегда стремился узнать, есть ли жизнь на дне озера, реки, моря, наконец, океана.

И это стремление к изучению нового, таинственного, неизвестного привело к тому, что люди в итоге сумели покорить не только "тёплые" глубины, но и спустились на дно Северного Ледовитого океана.

Шло время, и возник вопрос о праздновании Дня водолаза — профессионального праздника, который сегодня отмечается 5 мая, в день создания первой Водолазной школы в 1882 году в Кронштадте по именному указу императора России Александра III. В Указе императора было сказано, что Водолазная школа должна готовить "опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ". Ещё в середине XIX века, после окончания Крымской войны и освобождения Севастополя, возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. Хотя, по свидетельству современников, на флоте тогда имелись подобные специалисты, но "подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого". К тому же развитие водолазного дела в нашей стране в тот период было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела. Уже в 1861 году в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом. Открытие же Водолазной школы в Кронштадте в 1882 году покончило с кустарным обучением специалистов. Теперь подготовка специалистов данного профиля была поставлена на научно-методическую основу. Ее основателем и просвещенным руководителем стал капитан

1 ранга (в дальнейшем адмирал) В.П. Верховский, а начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев. Уже к концу XIX века школа имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире. В то время в Европе почитали за честь поехать на учебу в Кронштадт. Весь мир теперь знает русскую Водолазную школу. "Мы из Кронштадта" — эти слова становятся мировым признанием профессиональной подготовки. Безусловная заслуга в этом принадлежит всему ее персоналу, кропотливо подбиравшемуся на флоте и в учреждениях страны командованием. К тому же создание данного учебного заведения ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в нашей стране. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии. Водолазам приходится работать в разных условиях, порой они бывают критическими. Длительное время учебный центр оставался единственным в мире, где готовили специалистов водолазного дела.

Сегодня наследником Кронштадтской водолазной школы является Военно-морской инженерный ин-ститут, образованный в 1998 году в результате объединения ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВВМИУ имени В.И. Ленина. Этот петербургский военно-морской технический вуз достойно несет высокое звание одного из лучших в России учебных заведений, в которых готовят водолазов. В XX веке российская Кронштадтская школа получила всемирное признание. В 1998 году она была реорганизована в Военно-морской инженерный институт. Сейчас это престижное высшее учебное заведение, в котором считают за честь учиться молодые люди не только из России, но и из других стран.

Специалисты данной профессии сегодня работают во многих ведомствах и структурах, отраслях и сфе-рах жизнедеятельности современного общества. Но до сих пор водолазное дело остается достаточно сложной и опасной профессией. Поэтому к человеку, занимающемуся данной деятельностью, предъявляются серьезные требования: помимо профессионального мастерства, водолаз должен обладать стрессоустойчивостью, спокойным и взвешенным характером, хорошим слухом, внятной речью и, конечно же, физической выносливостью. И всё это не может не вызывать уважения.

Впрочем, есть свидетельства, что профессия водолаза появилась в России гораздо раньше. Еще в доку-ментах начала XVIII века упоминается, что водолазы использовались для проведения подводных работ, связанных не только с ремонтом судов и спасением людей, но и поиском затонувших сокровищ. Штатные водолазы были в XVIII-XIX веках на российских военных и научно-исследовательских кораблях, изучающих природные водные ресурсы.

В 1873 году появилось специальное водолазное оборудование. Первый водолазный автономный аппа-рат, в котором для дыхания применялся кислород, разработал морской офицер и известный российский инженер А. Хотинский. Немного позднее, в 1878 году, инженер Мамота создал первый водолазный аппарат, предназначенный специально для военных целей.

День водолаза в современной России

Этот праздник как профессиональный был учрежден в 2002 году указом президента РФ В. Путина по ходатайству представителей водолазных организаций, служб и структурных подразделений различных министерств и ведомств.

С 2002 года в День водолаза в России проходят не только торжественные мероприятия, но и многочис-ленные спортивные состязания, в которых принимают участие водолазы со всей России. Ветераны на-граждаются памятными подарками, а начинающие специалисты проходят "боевое крещение" под руко-водством опытных наставников. Отмечают праздник и дайверы, хотя это хобби и не имеет прямого отношения к профессии водолаза. Считается, что 5 мая — это лучший день для первого знакомства с богатым и загадочным подводным миром.

Водолазная служба

Дальневосточная водолазная служба неразрывно связана с Тихоокеанским флотом, который является гарантом защиты водных государственных границ в этом богатом водными ресурсами российском ре-гионе. Поэтому подготовке водолазов в нашем крае уделяется особое внимание. Большую работу в этом направлении ведёт Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского.

Наступившая очередная годовщина Водолазной службы России для курсантов и офицеров факультета военного обучения МГУ имени адмирала Г.И. Невельского — праздник особый. Дисциплина водолазной подготовки имеет важное значение для курсантов. Прежде чем выйти на учебные военные сборы, курсанты проходят водолазную подготовку в центре тренажёрной военно-морской лаборатории МГУ. И только после сдачи зачетов, экзаменов и контрольных нормативов будущие штурманы и механики получают допуск для прохождения сборов на подводных лодках. На военной кафедре № 1 одним из основных водолазных специалистов является врач-физиолог, доцент, начальник кафедры, подполковник Валерий Степанюк; здесь же преподают старший инструктор Валерий Реунов, инструктор Иван Колесков, инструктор Игорь Неупокоев. Принимают участие в подготовке и офицеры кафедры, имеющие высокую водолазную квалификацию. В настоящее время открыта военно-учетная специальность "Организация водолазных работ".

Если говорить вообще о водолазном деле, то российские водолазы на протяжении последнего столетия являлись лучшими в мире. Начиная с 1894 года, когда была достигнута рекордная глубина — 61 метр, все мировые достижения в освоении глубин имели прикладное значение. В 1956 году русские водолазы встали на грунт на трехсотметровой глубине (за рубежом такая глубина была достигнута в 1962 году). В восьмидесятых годах двадцатого столетия наши водолазы в режиме длительного пребывания совершили погружение на 500 метров.

Есть и ещё один высокий показатель: за 132 года Водолазная школа подготовила 65 тысяч водолазов. За этот же период школой и училищами выпущено 1385 водолазных специалистов. Это они из морских глубин подняли 4560 кораблей и судов общим водоизмещением 3 млн. 200 тысяч тонн. Только за годы войны водолазами-специалистами оказана помощь 1585 аварийным кораблям и судам, поднято из глубины морей, озер и рек 1920 кораблей и судов. Кроме этого, извлечено из глубин 10 тысяч единиц затонувшей техники, 100 тысяч тонн грузов, расчищены моря и реки от мин и боеприпасов, восстановлены порты, причалы, построены сотни мостов, сотни километров причальных стенок.

Во второй половине XX века русскими водолазами созданы грандиозные современные портовые со-оружения на Балтике и Дальнем Востоке, в Арктике и на Черном море, крупнейшая нефтегавань "Шес-харис" под Новосибирском, построены мощные гидроэлектростанции, берега рек соединены современными мостами, через водные преграды проложены сотни километров газо— и нефтепроводов, несущих тепловую энергию городам и селам России. При постройке мостов в г. Владивостоке через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный большой вклад внесли водолазы. Невозможно перечислить все, что создано русскими водолазами в больших и малых водах России. Несомненно одно — Водолазная школа России выпускает в жизнь настоящих, мужественных людей, целеустремленных и талантливых, любящих свое Отечество. Сама специфика профессии, в которой человек идет работать под воду, накладывает отпечаток на становление его личности. Выпускники Водолазной школы становились крупными учеными, известными писателями, кинематографистами, изобретателями, выдающимися военачальниками, лауреатами Государственных премий, героями СССР и России.

«Прогресс Приморья», № 17 (331) от 07.05.2015 г.

Подготовил Пётр ПУЗИН, заместитель начальника СВФ Морской академии МГУ им. адмирала Г.И. Невельского

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно