|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Небо, женщина, самолёт…Нетрудно представить женщин Великой Отечественной войны, которые защищали Родину в качестве санинструкторов, медицинских сестёр, сапёров, снайперов. А вот лётчицами, да ещё воздушными асами представить женщин трудно. Но это было, и из истории той страшной войны не вычеркнуть героическую страницу, которую вписали Герои Советского Союза Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова. И это ещё не все имена прославленных лётчиц 46-го гвардейского ночного лёгкобомбардировочного авиаполка, прошедшего славный боевой путь от предгорий Кавказа до гитлеровской Германии. 23 672 раза поднимались в небе экипажи полка, сбросившие на позиции врага почти три миллиона килограммов бомб. Интересно то, что в 46-м гвардейском полку мужчин не было, лётчики, штурманы и техники — сплошь женщины: бывшие студентки предвоенной поры, воспитанницы аэроклубов, работницы заводов и фабрик. Они без страха прошли долгий боевой путь от начала и до конца. 46-й авиаполк совершал полёты на лёгких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Заметим, что были ещё учебные самолёты УТ-2, которые серийно выпускал во время войны авиационный завод № 516, затерявшийся в дебрях Приморской тайги, в селе Семёновка. Сегодня это красивый город Арсеньев, а завод называется "Прогресс", является лидером Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России и выпускает ударный вертолёт Ка-52. Не исключено, что именно на приморских УТ-2 и осваивали воздушное пространство лётчицы, прежде чем стать профессионалами своего военного дела. По-2 получил название "небесный тихоход", но в более тесном кругу лётчицы называли его ласково "ласточкой". Самолёт был изготовлен из фанеры. Мог парить в воздухе, но не обладал хорошей скоростью. Летать на нём было чрезвычайно опасно. Однако для фашистов этот "тихоход" таил в себе ещё большую опасность. Ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший По-2, не могли стать препятствием на их пути. Летали женщины-авиаторы на высоте 400-500 метров. И "ласточку" не представляло труда сбить из обычного крупнокалиберного пулемёта. Поэтому и возвращались самолёты с изрешеченными пулями плоскостями. Техники тут же их латали, и чем больше было вылетов, тем больше самолётики напоминали собой лоскутные одеяла. Техники научились латать машины в полной темноте, чтобы не демаскировать аэродром. Впрочем, работали под открытым небом и в любую погоду. Техники творили чудеса, возвращая машину в строй в сжатые сроки. Техники и механики Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнёва, Маша Щелканова и другие девушки на земле готовили удар по врагу, а лётчицы бомбили важные стратегические объекты в воздухе. Так и приближали общую победу. Был случай, когда экипаж вернулся на аэродром на совершенно разбитом самолёте — все удивлялись тому, как это "небесный тихоход" сумел выполнить задание. После посадки насчитали тридцать пробоин, более того, было перебито шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Лётчицы были уверены, что на капитальную починку фанерной машины понадобится два-три дня. Каково же было их удивление, когда самолёт через 10 часов был полностью готов к очередному боевому вылету. Впрочем, внезапность – вот что выручало хрупкие и маленькие По-2. Они появлялись неожиданно в том месте, где их не ждали, и на маленьких высотах бомбили позиции фашистов. Бывало, приходилось вылетать по 8-9 раз за ночь. И девушки выдерживали небывалые физические нагрузки, которые не каждому мужчине по плечу. Были и более сложные задания, когда приходилось вылетать до 16-18 раз за одну ночь. Так было на Одере. После приземления лётчицы в полном смысле слова валились с ног от усталости. Их вынимали из кабины и несли на руках в расположение эскадрильи. Даже немцы оценили героизм и стойкость наших девушек. Один немецкий офицер с жаром рассказывал на допросе о том, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам, назвав при этом наших отважных лётчиц "ночными ведьмами", по вине которых им не удаётся выспаться. Так как летали наши лётчицы преимущественно ночью, приходилось приглушать мотор. Полёты таили в себе опасность, потому что небо освещалось лучами вражеских прожекторов. И если цель попадала в прицел, её не упускали, нещадно били трассирующими снарядами. Сбито было немало советских машин. За период войны женский полк потерял 32 лётчицы. Но оставшиеся в живых всегда помнили о павших и нещадно мстили за них, осыпая вражеские позиции сотнями авиабомб. Они выстояли. Марина РасковаПожалуй, всех можно назвать героинями, но была среди них одна – Мария Михайловна Раскова, которая стояла у истоков создания лётного полка. Она родилась в Москве в 1912 году. Училась в консерватории и работала лаборантской на гражданском заводе. В 1932 году устроилась в Военно-воздушную академию имени Жуковского, тоже лаборанткой. Её высокий взлёт в полном смысле этого слова произошёл в сентябре 1938 года, когда она на отечественном самолёте АНТ-37 "Родина" вместе с лётчицами Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на расстояние 6450 км. Вот тогда-то и получила она хорошую закалку, чуть было не погибнув в тайге, куда был посажен самолёт. Теперь в районе им. П. Осипенко стоит обелиск в честь того памятного рекордного перелёта. В начале войны Расковой было всего 29 лет, но она пользовалась огромным авторитетом. Неслучайно именно ей удалось убедить Сталина создать в г. Энгельсе авиагруппы из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го и 588-го ночного бомбардировочного, позже переименованного в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк. Именем прославленной лётчицы, Героя Советского Союза названы населённые пункты и улицы в разных концах нашей необъятной страны. «Прогресс Приморья», № 17 (331) от 07.05.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |