Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Наши земляки — Герои Советского Союза

В последних номерах газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья" были опубликованы материалы о Героях Советского Союза Михаиле Бадюке, военном лётчике, призванном на войну из села Чугуевка Приморского края, и морском офицере Михаиле Малике, который был похоронен во Владивостоке. Как стало известно недавно, наших земляков, освобождавших страну от "коричневой чумы", насчитывается более 500 человек. Обо всех рассказать на страницах газеты, конечно же, невозможно, но о некоторых мы расскажем.

Не будем забывать, что большинство героев начинали свой трудовой путь простыми рабочими, колхозниками, получали профессию в средних и высших учебных заведениях. Подвиги они совершали позже, когда сражались за Родину.

Николай Иванович Сипягин

Родился 23 июня 1911 года в городе Ставрополе. Отец погиб в Гражданскую войну. Детей воспитывала мать Мария Николаевна — опытный педагог, много лет отдавшая школьной работе. В 1929 году Н. Сипягин окончил Ставропольский педагогический техникум, но на этом не остановился, сказалось увлечение морской романтикой, что и повлияло на выбор ещё одной профессии — моряка. В 1930 году 19-летним пареньком приехал во Владивосток и поступил учиться в морской техникум (сегодня — МГУ им. адмирала Г.И. Невельского), после окончания которого плавал на судах ДВГМП "Индигирка", "Нетте", "Эривань", "Союз металлистов". В 1934-1937 годах работал в ЧГМП. Плавал 3-м, 2-м и старшим помощником капитана на пароходах "Новороссийск", "Шахтёр", "Жан Жорес". В 1937-1939 годах учился на курсах усовершенствования комсостава Черноморского флота в Севастополе. После, до весны 1941 года, плавал старшим помощником капитана на теплоходах "Шахтёр" и "Кубань" ЧГМП. За время работы побывал во многих портах мира.

С началом боевых действий был призван на Черноморский флот и был назначен сначала командиром ТЩ "Земляк", затем — ТЩ "Каховка". С июня 1941 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В июле 41-го обеспечивал переход Дунайской флотилии из устья реки Дунай в Одессу, участвовал в обороне Одессы на Тендровском боевом участке. С мая 1942 года Н.И. Сипягин — командир ТЩ "Ост" Новороссийской военно-морской базы, с октября 42-го — командир 4-го дивизиона сторожевых катеров той же базы. Во время десанта в районе Южная Озерейка — Станичка под Новороссийском в феврале 1943 года дивизион высаживал отряд морской пехоты под командованием майора Ц.Л. Куникова. В период операции — с 4 по 20 февраля 43-го — катера дивизиона высадили на западный берег Цемесской бухты 3479 бойцов и командиров, доставили несколько десятков тонн вооружения, боеприпасов и продовольствия для десанта, вывезли 552 раненых солдата и офицеров. Вот как рассказывает об этом в очерке "Герои Малой земли" Г. Терновский: "В ночь на 3 февраля 1943 года кораблям дивизиона Сипягина предстояло высадить десант майора Куникова вблизи Новороссийска. Боевые друзья — Сипягин и Куников — внимательно проверили ещё раз все расчёты. Накануне самого выхода в море радио принесло радостную весть: "Войска Донского фронта в16:00 2 февраля 1943 года закончили разгромом и уничтожение окружённой Сталинградской группировки противника".

Чувство невыразимой радости, гордости за свою Родину и народ охватило моряков. Первым нарушил молчание Сипягин. Сверкающими от восторга глазами обвёл он присутствующих и произнёс:

— Вот она, пошла наша сила! Друзья мои, теперь очередь за нами.

Катера успешно высадили куниковцев. К берегу, занятому врагом, первым подошёл катер старшего лейтенанта Попова, на борту которого находились Сипягин и Куников. Удачная высадка десанта на Малую землю как бы служила генеральной репетицией к предстоящей операции по овладению Новороссийском. Командование высоко оценило боевое мастерство катерников. Многие из них были награждены орденами и медалями. Николаю Ивановичу Сипягину вручили орден Красного Знамени.

Каждый день приносил теперь радостные вести со всех фронтов. Советские войска неудержимо продвигались на запад. Радостно было на душе у Сипягина и по другой причине. Семья вернулась в освобождённый Севастополь. Теперь всё чаще и чаще из дому приходили письма.

Приближался день, когда морякам Черноморского флота и воинам Советской Армии предстояло осуществить операцию по освобождению Новороссийска. К этой операции усиленно готовились и катерники Сипягина.

Гитлеровцы, опасаясь высадки десанта со стороны Цемесской бухты, соорудили на восточном и западном молах Новороссийского порта множество огневых точек, перекрывших огнём все подходы с моря. Фашисты считали, что такую оборону прорвать невозможно.

И вот сквозь эти "ворота смерти" катерникам предстояло прорваться первыми и, подавив огневые точки гитлеровцев, обеспечить успешную высадку и продвижение моряков-десантников и воинов Советской Армии.

Ночь выдалась на редкость тёмной. Как всегда в такие часы, время от времени вспыхивали осветительные ракеты. Изредка тишину нарушали одинокие автоматные очереди.

Моряки с нетерпением ждали атаки. И вот долгожданный момент настал. Словно разрезалось подножье горы Мархот. Это действовала советская артиллерия, её огонь дополняли мощные удары черноморских соколов.

К порту, в бушующем море огня, устремились группы катеров. Освещённые заревом непрерывных разрывов, они быстро и неотвратимо двигались к намеченным местам высадки десанта.

Катерники действовали бесстрашно и стремительно. Высадившаяся с катера Сипягина группа капитан-лейтенанта Ботылева прорвалась сквозь завесу вражеского огня и ликвидировала центральный узел сопротивления противника в порту. Другая группа десантников выбила гитлеровцев из сильно укреплённого железнодорожного вокзала, над которым взвился Военно-морской флаг СССР.

Бои за город разрастались. Катера Сипягина непрерывно доставляли на берег новые и новые группы десантников. Сам Сипягин всегда появлялся там, где создавалось самое тяжёлое положение".

Корабли под командованием Н.И. Сипягина первыми прорвали линию боновых ворот и высадили в порт 304 солдата и офицера, доставили одну 45 мм пушку, 4 миномёта, 3 пулемёта с боезапасом. За мужество и героизм личного состава 4-му дивизиону катеров присвоено почётное наименование "Новороссийский". Высокую награду Родины получил Н.И. Сипягин. Об этом Г. Терновский пишет: "В городе ещё шли бои, а на освобождённой от противника пристани, которая теперь носила название Десантной, собрались отличившиеся в боях катерники. От имени Президиума Верховного Совета командующий вручил награды. Первым среди награждённых было названо имя Николая Ивановича Сипягина: "За отлично проведённые боевые действия и руководство подчинёнными в бою при выполнении задания командования капитан III ранга Сипягин награждается орденом Красного Знамени".

Сипягин смутился: ведь он капитан-лейтенант, не ошибся ли командующий?

Словно отгадав мысли офицера, командующий произнёс: "Капитан III ранга Сипягин, поздравляю вас с высокой правительственной наградой. От души желаю новых боевых успехов".

Через несколько дней о Сипягине узнала вся страна. В приказе Верховного Главнокомандующего, посвящённом овладению нашими войсками городом Новороссийском, среди особенно отличившихся были названы моряки подразделения Сипягина".

Во время проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции Н.И. Сипягин командовал 3-м десантным отрядом. 1 ноября 1943 года началась высадка в районе Эльтигена. В место, которое хорошо знал командир, высадились первые группы десанта. В этот момент в борт катера попали три вражеских снаряда, Н.И. Сипягин получил осколочные ранения, не совместимые с жизнью. Так на боевом посту погиб доблестный командир. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года капитан 3 ранга Н.И. Сипягин удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен на площади Героев в городе Новороссийске. Его именем назван посёлок в Крыму, улицы в городах Новороссийске, Керчи и Владивостоке, сторожевой корабль Тихоокеанских погранвойск, рыболовное судно.

«Прогресс Приморья», № 19 (333) от 21.05.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно