Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Жилищно-гражданское строительство во Владивостоке в 1960-е годы

Накануне столетнего юбилея Владивостока 4 октября 1959 г. в наш город прибыл первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Главным результатом его визита явилось принятие решение об ускоренном развитии Владивостока. По распоряжению Н.С. Хрущева в город прибыла большая группа специалистов из Москвы во главе с председателем Совета Министров СССР по делам строительства В.А. Кучеренко.

Совместно с краевыми организациями они разработали предложения по ускоренному строительству, которые легли в основу постановления Совета Министров СССР от 18 января 1960 г. "О развитии г. Владивостока". В нем шла речь о превращении Владивостока в один из лучших и красивейших городов СССР. Здесь в 1960-1965 гг. предусматривалось построить 1 млн. 600 тыс. кв. м жилой площади, школы на 20,1 тыс. учащихся, детские дошкольные учреждения на 13,5 тыс. мест, несколько кинотеатров и гостиниц, городскую библиотеку, Дом пионеров, цирк, драматический театр и ряд других объектов. Для реализации амбициозной программы было создано Главное управление по строительству города Владивостока — Главвладивостокстрой. Главк объединил несколько строительных трестов и управлений, предприятия по выпуску стройматериалов и стал одной из самых мощных строительных организаций Дальнего Востока.

В юбилейном 1960-м году в городе велось строительство сразу нескольких важных объектов: новых жилых микрорайонов в Морском и Минном городках, путепровода через железнодорожные пути на Первой Речке (Некрасовский путепровод), морского вокзала, фуникулера.

Генеральный план

4 апреля 1961 г. Совет Министров РСФСР утвердил новый генеральный план строительства Владивостока, разработанный ленинградским институтом "Ленгипрогор". Генплан был рассчитан до 1980 г., по нему предусматривалось построить 4,5 млн. кв. м жилой площади, ввести троллейбусную линию от центра города до курортной загородной зоны, построить мост через бухту Золотой Рог. Однако буквально через месяц, в мае 1961 г., ЦК КПСС принял решение, что "строительство моста переносится за пределы семилетки".

Для ускорения жилищного строительства в городе началось возведение домов из крупных панелей, что позволяло значительно сократить сроки строительства. С марта 1962 г. крупнопанельными домами стал застраиваться новый микрорайон на Второй Речке. В тот год страна отмечала 150-летний юбилей Отечественной войны 1812 г., поэтому было решено назвать улицы в новом микрорайоне именами героев той войны: Багратиона, Давыдова, Кутузова. Сегодня здесь расположен завод "Дальприбор", выпускающий продукцию для оборонно-промышленного комплекса страны. Предприятие входит в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

В 1963 г. на проспекте 100-летия Владивостока построили первый в городе 9-этажный жилой дом. Позднее, в 1968 г., в районе бывшей Корейской слободы началось строительство первых 12-этажек. В 1969 г. на углу ул. Русской и проспекта 100-летия Владивостока началось строительство16-этажного жилого дома. В 1970-е гг. строительство 5-этажных жилых домов в городе практически прекратилось, почти все дома возводились в 9 и более этажей.

В середине 1960-х гг. Владивосток был огромной строительной площадкой. Здесь, согласно генеральному плану, активно велось не только жилищное строительство, но также возводились общественно-гражданские здания различного назначения. Будучи морским городом, Владивосток являлся своеобразными воротами Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанский регион. Архитектурный облик города должен был соответствовать этому статусу. Поэтому не случайно здесь был построен новый морской вокзал, который открылся в январе 1965 г. и стал самым крупным на то время в СССР.

Крупнопанельное домостроение

Продолжалось и жилищное строительство. Весной 1967 г. на восточной окраине Владивостока в районе бухты Тихой началось строительство крупного микрорайона, рассчитанного на 40 тыс. чел. Проект застройки разработали в институте "Приморгражданпроект". Группу проектировщиков возглавлял архитектор Е.Ф. Федюкин. По проекту предусматривалось застраивать новый микрорайон преимущественно крупнопанельными домами в девять этажей. К этому времени крупнопанельное домостроение постепенно вытеснило строительство домов из кирпича и заняло ведущие позиции в жилищном строительстве Владивостока.

Приток населения

Жилищное строительство способствовало быстрому росту населения города. Так, если в 1959 г. во Владивостоке проживало 299 тыс. чел, то в 1969 г. — 434 тыс. чел., то есть за 10 лет прирост населения составил 135 тыс. чел. Если бы население города и в дальнейшем увеличивалось такими же темпами, в 2000 г. оно достигло бы 1 млн. чел.

Кинотеатр "Океан"

У горожан одним из самых любимых и популярных видов культурного отдыха было кино. В 1960-е гг. в городе было построено несколько кинотеатров: в 1960 г. — "Владивосток" (ул. Луговая), в 1962 г. — "Искра" (проспект 100-летия Владивостока), в 1965 г. — "Чайка" (Первомайский район). В 1968 г. в городе открылось сразу два новых кинотеатра: на ул. Русской — "Нептун", в Минном городке — "Варяг", оба на 600 мест.

Культурным событием для города стало открытие 18 января 1969 г. широкоформатного кинотеатра "Океан". Его начали строить в 1963 г. по индивидуальному проекту Московского проектного института "Гипротеатр". Новый кинотеатр стал излюбленным местом отдыха горожан. Уже к маю 1972 г. в нем побывали 5 млн. чел.

1960-е гг. явились одним из благоприятных периодов в истории города. Не сразу и не всё удалось выполнить согласно правительственному постановлению "О развитии г. Владивостока". Дом пионеров построили только в середине 1980 г., а здание для городской библиотеки так и не возвели. Тем не менее, пример Владивостока 1960-х гг. убеждает: надо строить грандиозные планы, и даже если они частично воплотятся — это уже хорошо.

«Прогресс Приморья», № 27 (341) от 16.07.2015 г.

Подготовил Сергей Власов, кандидат исторических наук

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно