Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Была война, но мы пришли живыми

Семнадцать месяцев, долгих пятьсот дней и ночей, жил Иван трудной окопной фронтовой жизнью у стен Ленинграда. Лучших бойцов, в том числе и Ивана, отправили в снайперскую школу. Уже зимой сорок третьего он поймал в оптические линзы прицела кокарду на высокой тулье фуражки немецкого офицера.

Снайпер Иван Серый

Сто сорок три метки к концу блокады было на прикладе винтовки Ивана Серого. Столько фашистов выследил он, сутками лежа среди сугробов и в болотной тине.

Как-то охотился он за снайпером. "Голубая" итальянская дивизия, изрядно потрепанная у ижорских позиций, отошла в августе 1942 года на запасные позиции. Гитлеровцы уже не очень доверяли своим союзникам. Противник стал осторожнее: меньше шума в траншеях, артиллерийский и минометный огонь велись точнее. Появились в эсэсовской дивизии опытные снайперы. Стоило лишь немного высунуться, как попадали под огонь врага.

От передовой линии противника их отделяло несколько десятков метров, увитых проволочными спиралями. На охоту за фашистским снайпером вышли втроем: Герой Советского Союза, лучший снайпер Ленинградского фронта Федор Дьяченко, Николай Козаков и Иван Серый. В это время фашист активно действовал. На прицел ему попался наш боец. Вражеская пуля ранила солдата, зато немец выдал свои позиции.

Весь следующий день наши снайперы, изрядно продрогнув, следили за немецкими траншеями. Пулеметчики несколько раз прочесывали длинными очередями передний край врага. Под их трескотню Николай Козаков с ложной позиции сделал два выстрела, но фашист не отвечал.

Наутро, едва забрезжила зорька, наши снайперы опять отправились на свои места. Несколько минут ожидания казались вечностью. Николай опять сделал выстрел и в амбразуру своего заградительного щитка выставил снайпера— куклу. Гитлеровец не выдержал и выстрелил. Оказывается, враг искусно замаскировал свое укрытие под старый пень между траншеями. Иван Серый плавно потянул спусковой крючок. Выстрелил и Федор Дьяченко.

Вечером командир батальона Смирнов объявил бойцам благодарность за успешно выполненное боевое задание.

В январе 1944 года по приказу командования Ленинградского фронта 187-й пехотной полк 72-й стрелковой дивизии, в которой служил Иван Серый, развернутым фронтом, прорвав блокаду, двинулся на город Павловск, потом на Лугу. Знамя воинского подразделения было доверено нести старшему сержанту Ивану Серому.

Иван Александрович освобождал Эстонию и Латвию. Здесь же, в Латвии, был тяжело ранен. В августе 45-го вышел из госпиталя и демобилизовался.

В мирное время Иван Александрович работал токарем в цехе 23 завода "Аскольд". Ходил он с однополчанами по бывшим военным позициям. Заросли травой, затянулись землей старые доты на правом берегу Ижоры. Но память о тех грозных военных годах будет жить вечно.

Подводник Петр Глухов

Петр Васильевич Глухов родился в селе Рябки недалеко от Свердловска. Семья была большая: мать, отец и двенадцать детей. С детства Петр мечтал бороздить морские просторы.

В 1938 году с группой свердловских ребят приехал он на Тихоокеанский флот, где прослушал курс молодого красноармейца и был направлен на учебную операцию. Но попасть в учебный отряд ему не довелось. В районе озера Хасан начались ожесточенные бои. Двадцатилетние солдаты грузили и переправляли на место боевых действий боеприпасы и продовольствие, а также вывозили раненых и убитых. Тогда он и получил свою первую награду — медаль "За боевые заслуги".

После окончания хасанских событий его направили на курсы связистов на остров Русский. Через год парень стал инструктором связи.

В 1941году все служащие Тихоокеанского флота, в том числе и Петр Глухов, подали рапорты для отправки на фронт. Но только в 42-м году его списали из учебного отряда и направили во вторую бригаду подводных лодок, которая находилась на Малом Улиссе во Владивостоке.

В ноябре 1943-го разведкой было установлено, что японцы готовят большую эскадру на помощь Квантунской армии. В нее входили большая баржа, три эсминца и с десяток "морских охотников", гроза подводников, которые сбрасывали с борта глубинные мины.

Шесть русских подводных лодок создали в Японском море фарватер и, когда японцы вошли в него, дали залп. Один эсминец потонул сразу, баржу они развернули, а "морские охотники" вышли на охоту.

Командир подводной лодки "Ленинец", на которой служил Петр, дал приказ "Лечь на грунт". На глубине 180-ти метров они находились трое суток, задыхаясь от недостатка воздуха.

Когда лодка всплыла, экипаж, как рыба на суше, глотал чистый воздух и задыхался от ноябрьской свежести. Тогда многие из молодых ребят поседели.

За умелые действия экипажа Петр получил орден Красной Звезды, замполит — орден боевого Красного Знамени, а командир стал Героем Советского Союза. Позже к боевым наградам Петра Васильевича добавятся медали "За отвагу", "За победу над Японией".

После службы, в 1952 году, Петр поступил в Московскую военно-политическую академию имени Ленина. В 1958-м приехал в Арсеньев. Работал завхозом в ремесленном училище, затем на заводе "Прогресс" начальником главного диспетчерского бюро, позже — снова в училище руководителем военной подготовки, инструктором стрелкового спорта машиностроительного завода "Аскольд". За свой трудовой подвиг Петр Васильевич был награжден медалью "За трудовую доблесть".

«Прогресс Приморья», № 27 (341) от 16.07.2015 г.

Полина Георгиева

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно