Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Лишь одна у лётчика мечта…»

История мировой авиации знает немало примеров стремления человека не только подняться на летательном аппарате к небесам, но и пролететь определённое расстояние от одной условной точки до другой. И побудил к такому стремлению смелых людей авиационный прогресс изобретателей воздушных аппаратов из России.

В одном из прошлых номеров редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" рассказывала о советских лётчицах-героинях, совершивших рекордный перелёт Москва — Дальний Восток в 30-е годы прошлого столетия. Им, рискуя жизнью, удалось посадить самолёт "Родина" в глухой тайге, недалёко от таёжного посёлка Керби (ныне — село имени лётчицы Полины Осипенко). Мужчины соврешили беспосадочный перелёт в 1936 году. 20 июля был дан старт этому уникальному перелёту на Дальний Восток. Тогда в полный голос заговорили о героях-лётчиках В.П. Чкалове, Г.Ф. Байдукове и А.В. Белякове. Дальше рекорды стали, как говорится, нормой жизни. И всё же хочется вернуться к истокам…

Первые шаги

Первые воздухоплаватели напоминали своими мечтами малых детей. Когда-то к ним так и относились. Робкие шаги в воздухоплавании, как первые шаги ребёнка, были обречены на провал. Но мечта (ох уж эта мечта!) летать высоко и далеко не давала покоя, жгла изнутри, распирала мозг, заставляла теорию переводить в практическую плоскость. Как не вспомнить этих милых "чудаков" сегодня, когда мечта человека летать сбылась, когда космос стал ближе, а авиация сблизила континенты. Всё начиналось с мечты. Наши прадеды запрокидывали головы к небу и восторженно кричали: "Летит, чёрт возьми, летит!", и неважно, что по небу еле полз похожий на этажёрку примитивный летательный аппарат.

В конце позапрошлого века русский кудесник Александр Фёдорович Можайский создал первый в мире самолёт. Он не только осуществил давнюю мечту человека летать, но и подарил ему крылья, которые помогли в будущем поднять отечественную авиацию на недосягаемую высоту. А.Ф. Можайский доказал, что Россия способна дать миру не только отличных изобретателей, но и мастеровитых лётчиков. Тот же Валерий Чкалов появился не на пустом месте, и его полёт в Америку, покоривший весь мир, тоже не был случайным. И что интересно, изобретения А.Ф. Можайского заставили не только отечественных воздухоплавателей озаботиться будущим авиации, но и иностранных. К числу таких "Икаров" принадлежал и Чарльз Аугуст Линдберг. Он родился зимой 1902 года в Детройте. Мальчик был слишком мал, когда авиация делала свои первые робкие шаги, но в 17 лет, как и все американские юноши, наслышанный о достижениях русского изобретателя, он решил во что бы то ни стало покорить небо.

1919 год: в России идет Гражданская война, США посылают свои интервентские войска на помощь Белой армии, а два английских подданных, Алькокк и Браун, совершают перелёт из Ньюфаундленда в Ирландию. Рекордом назвать их полёт можно с натяжкой. Вначале всё шло хорошо, но дальше они были вынуждены совершить несколько посадок, поэтому полёт затягивался и выбивался из запланированного графика. Более того, до побережья Ирландии они добирались не по небу, а по реке, целую милю вплавь. Алькокк и Браун могли погибнуть по причине нехватки горючего, но судьба оказалась благосклонна к воздухоплавателям. Посадив самолёт на воду, пилоты произвели сенсацию. Газеты запестрели крупными заголовками к статьям об этом необычном перелёте. Он наделал столько шума, что юный Линдберг буквально заразился воздухоплаванием, восхищаясь полётом Алькокка и Брауна. Стремление прославиться привело парнишку в клуб мотоциклистов. Когда он почувствовал, что уверенно держится в седле, то объявил всем, что отправляется в мотопробег из Чикаго до Луисвилля. Расстояние в несколько сот метров он успешно преодолел, заявив о себе пусть не громко, но амбициозно. "Чудак" — говорили о нём одни. "Да нет, он просто безумный" — судачили другие. Чудаковатым его будут считать до конца жизни. Подлила масла в огонь, конечно же, местная пресса, сообщив о том, что юноша заболел мечтой о полётах. Он сам этого и не отрицал. Снимок с мотоциклом сделал Линдберга известным в кругу горожан. Мечту он осуществлял хоть и медленно, но верно, став пилотом почтового самолёта. В то время Советская Россия поднималась из руин Гражданской войны, потеряв немало талантливых людей, в том числе изобретателей и пилотов, и по определению не могла участвовать в полётах на дальние расстояния. Тогда вектор прогресса сместился за океан. США, нажившись за счёт Перовой мировой войны в Европе и разорительной Гражданской войны в России, предприняли попытку совершить межконтинентальный перелёт. Все ждали чуда. Обывателям хотелось новизны, толстосумы преследовали иную цель: такие перелёты, с участием их капитала, значительно поднимали их рейтинг, потому что авиация набирала силу и каждое изобретение будоражило общественное мнение. Миллионеры смотрели дальше — они мечтали о пассажирских перелётах. Пока же лишь транспортная авиация была в приоритете. Первым за дело взялся миллионер Реймонд Ортейг, пообещавший выплатить баснословную по тем времена сумму в 25 тыс. долларов США тому, кто отважится совершить беспосадочный перелёт между двумя континентами. Первыми "клюнули" на удочку миллионера европейцы — два француза, Нунгессер и Колен. Первый являлся знаменитым со времён Первой мировой войны 1914-1916 годов лётчиком Франции. На его счету было 45 побед в воздухе. В США их вызов приняли Чемберлен и Берд. Второй уже тогда имел широкую известность в Америке как лётчик, разрекламированный журналистами. Он прославится позже, когда побывает на Северном полюсе и станет адмиралом-исследователем.

За обещанный приз в 25 тыс. долларов решил побороться и Рене Фонк — ещё один французский лётчик. Ради мечты о заработке он специально выехал в США, где встретился с эмигрировавшим из России прославленным авиаконструктором Игорем Сикорским. Сикорский по его заказу построил трёхмоторный самолёт с дополнительным шасси. Казалось, Рене Фонку на такой воздушной машине равных не будет, и баснословная сумма достанется ему. Однако что-то не сработало. 26 сентября 1926 года пилот запланировал старт на самолёте Сикорского из Нью-Йорка. Поднятая по этому поводу шумиха в американской прессе сыграла, вероятно, свою отрицательную роль. То ли неумение пилота управлять новой моделью самолёта, то ли излишняя самоуверенность, то ли недочёты в конструкции летательного аппарата помешали завоевать денежный приз. Фонк, разогнавшись, попытался поднять машину в воздух, но она безнадёжно рухнула с обрыва и развалилась. Погибли механик и радист, но Рене чудом остался жив. Жаркий факел огня, объявший самолёт, стал ярким подтверждением тому, что деньги не всегда решают всё. Тысячи зрителей, надеясь увидеть волнующее зрелище, покидали место трагедии подавленными и разочарованными в этой безумной, на их взгляд, затее. В толпе был лишь один парень, который сказал: "И всё же я добьюсь этого…" "Безумный" — подумали о нём стоящие рядом. Это был Чарльз Линдберг. И вправду, сказать можно многое, но как сделать? Чарльз остро нуждался в спонсорах, которые бы оплатили расходы на самолёт, купили бы горючее, обеспечили бы нормальные условия полёта, хорошую рекламу. О таком конструкторе, как Сикорский, пилот почтового тихохода мог лишь мечтать. Тогда он неведомыми путями нашёл в далёком Сент-Луисе крупного дельца-авантюриста, которому рассказал о своей затее получить эти злосчастные 25 тыс. долларов. И делец понял его. На берегу реки Миссисипи в один прекрасный день горожане увидели необычную для здешних мест картину. Возле устаревшей модели одномоторного самолёта стоял Чарльз Линдберг с кистью в руках и ведром краски. Затем он стал что-то писать на фюзеляже. Вскоре можно было прочитать: "Spirit of St. Louis". Никто из окружающих не знал того, что лётчик уже совершил беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Мехико, поэтому не верили, что этот молодой человек сумеет перелететь через Атлантический океан. Думали: уж лучше бы сразу бросился в Миссисипи — и дело с концом. Спонсоров обыватели причислили к чудакам, не понимая, как можно вкладывать средства в заведомо убыточное предприятие, которое завершится на дне океана.

Впрочем, основания для осуждения были. Линдбергу предстояло лететь на допотопном одномоторном самолёте в Европу, который, как считали в Сент-Луисе, не пролетит и ста метров. Заявлен же был маршрут общей протяжённостью 5 800 километров, из которых 3 200 приходились на полет над океаном. Единственный мотор имел мощность в 220 лошадиных сил. В качестве навигационных приборов пилот взял в дорогу лишь компас и часы. В Европе ему должны были помочь карты Ирландии, Англии и Франции, вырезанные из школьного атласа. Пилоты, провожавшие его в рейс, советовали взять ещё и парашют, но Чарльз сказал: "Зачем он мне? Если придётся сесть на воду, то парашют не поможет. Куда полезнее будет маленькая надувная лодка". Он был прав, потому что помнил опыт Алькокка и Брауна, посадивших самолёт на воду в 1919 году. Чарльз также взял несколько сэндвичей и банок с консервами, питьевую воду, спички, небольшую пилку и молоток. В запасной бак ему заправили 1700 литров горючего. От того, хватит ли его до цели перелета, напрямую зависела жизнь пилота.

Вторая попытка перелететь Атлантику

Казалось, все мелочи были учтены, готовность к полёту — стопроцентная, но погода постоянно вносила свои коррективы. Туманы и дожди мешали старту. Линдберг находился в Нью-Йорке и с нетерпением ждал улучшения лётного прогноза. И тут его повергла в уныние новость о том, что французы Нунгессер и Колен вылетели из Парижа и взяли курс на Нью-Йорк. Они всё же рискнули заработать свои 25 тысяч. Вдруг новая шокирующая новость: когда Франция следила за полётом своих соотечественников, самолёт пропал без вести над Атлантическим океаном.

Линдберга и это обстоятельство не остановило. Заметим, что неутомимый Рене Фонк тоже готовился к полёту на новом самолёте Сикорского, предназначенном специально для трансатлантического перелёта. Он был готов к весне 1927 года и ждал старта. И ещё одна новость — для всех: 20 мая 1927 года в Европу стартовал какой-то неизвестный пилот Чарльз Линдберг.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 27 (341) от 16.07.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно