|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Вожак партизанских соединенийОкончание. Начало в № 27 И полетели под откос фашистские эшелоны!В минском архиве сохранились документы, захваченные в числе других у противника: это отчеты гитлеровского управления путей сообщения. В них, в частности, говорится: "…в ночь с 15 на 16 мая 1943 года на железных дорогах Белоруссии произошли следующие действия партизан: 1103 взрыва рельсовых путей, 65 тяжелых крушений поездов, 38 нападений на поезда, 171 случай заграждения путей". "…19 сентября 1943 года отмечено 40 тяжелых крушений поездов, 44 путевых заграждения, 18 нападений на поезда и 1100 разрушений пути взрывами". Были, конечно, и трудные минуты, по-настоящему трудные — когда озлобленные своими неудачами немецко-фашистские захватчики сосредоточили на белорусской земле, в том числе на территории Барановичей, огромные силы карателей. В подпольный обком к командованию партизанскими соединениями ежедневно поступали все более неутешительные вести: в Минске, Молодечно, Новогрудке идет высадка свежих частей захватчиков. В Лиде выгружают с платформ артиллерию. В Барановичах приземлилась новая крупная авиачасть. Генерал-лейтенант фон Готберг с предельным лаконизмом сформулировал в приказе задачу предстоящей карательной операции: "…раз и навсегда уничтожить партизан!" — Всякое было в те дни, — охотно говорил Василий Ефимович. — Удачи-то приятнее вспоминать, чем вот такое… И голодали, и отступали по болотам, и отбивались, и сами наступали… Могу только одно с гордостью сказать: даже в самые трудные минуты трусов среди наших партизан не обнаружилось! И готберговский план "пяти котлов" (расчленить силы партизан на пять частей, окружить их, изолировать друг от друга и уничтожить) так и остался на бумаге! Ничего не вышло у немцев и с планами создания "краевой обороны" — а уж казалось, куда грознее быть приказам, чем те, которые издавал "президент Рады". Василий Ефимович достает папку с какими-то пожелтевшими от времени бумагами и читает: "Кто будет сопротивляться, не явится или опоздает на призывной пункт, будет караться смертной казнью, и вся его семья будет уничтожена, и хозяйство ликвидировано…" И вдруг по-мальчишески звонко смеется: — А мы и тут фашиста обхитрили! Подобрали восемьсот самых надежных коммунистов, комсомольцев, беспартийных товарищей, сказали им: идите на призывные пункты! Те сперва удивились: как же так? А вот так, говорим. Идите, записывайтесь, получайте обмундирование. И оружие тоже, если будут выдавать… А тем временем растолковывайте тем, кто будет рядом с вами, что Красная Армия вот-вот подойдет и что надо бежать из этих бандитских батальонов "обороны"!.. — Подействовало? — А как же! Рассчитывали-то немцы, что создадут у нас в области сорок восемь батальонов "краевой обороны", а сколотили с грехом пополам только три, да и те скоро рассыпались. И вот 16 июля 1944 года в столице освобожденной от врага республики — Минске, в девять часов утра, начался парад-митинг. Тридцать партизанских бригад и два отдельно действующих партизанских отряда специально прибыли из лесов для участия в этом параде. Рядом с другими печатали шаг и подразделения барановичских партизанских соединений. А их командир уже готовился проститься с боевыми друзьями. Его ждало новое задание партии. «Прогресс Приморья», № 28 (342) от 23.07.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |