Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
23 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Служить на Тихоокеанском флоте — почётно!

В № 22 еженедельника Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" мы рассказывали о ряде отличительных особенностей службы на военном флоте; о новом витке строительства отечественных подводных лодок в конце 40-х годов, когда страны блока НАТО вопреки мирным договорённостям начали активную гонку вооружений, которая привела к длительной Холодной войне. 

Были затронуты и другие моменты развития отечественного Военно-морского флота. Продолжаем тему, учитывая всё больший интерес наших читателей, особенно молодых, к истории российских вооруженных сил.

Наши и не наши…

Новейшие средства наблюдения, радиолокации, гидроакустики и связи позволяют применять дизельные лодки в океанских районах. Являясь совершенными и мощными подводными кораблями, они уверенно несут свою вахту, оберегая общественные интересы нашей страны. Некоторые наши дизельные лодки во второй половине 50-х годов получили на вооружение баллистические и крылатые ракеты.

Помимо ракет и торпед лодки могут применять и минное оружие. Идею постановки мин с подводных лодок впервые высказал еще в 1904 году русский инженер М. Налетов. Первый в мире подводный минный заградитель "Краб" был построен в России в 1915 году. Подводный минзаг скрытно выставил в Босфоре минное заграждение, на котором вскоре подорвалась турецкая канонерка. Затем подводные минные заградители стали применять и в других иностранных флотах. Мины ставились из специальных труб или из труб торпедных аппаратов. Во Второй мировой войне в минных постановках участвовало более 40 минных заградителей и свыше 100 обычных дизельных лодок.

В некоторых странах наряду с общепринятыми типами подводных лодок строят сверхмалые, или, как их иногда называют, карликовые лодки. В годы Второй мировой войны они применялись для уничтожения крупных боевых кораблей в базах и гаванях. Основными недостатками таких лодок были малые скорости и небольшая дальность плавания. Малотоннажные карликовые лодки доставлялись к местам их боевого применения на обычных подводных лодках. В 1943 году англичане с помощью сверхмалых лодок торпедировали в Альтен-Фьорде стоявший на ремонте немецкий линкор "Тирпиц". "Малютки", участвовавшие в этой операции, имели длину 15 метров, диаметр 1,5 метра и водоизмещение 25 тонн. Много карликовых лодок в годы войны было построено в Японии. Они имели длину 12,5 и ширину 1,5 метра, экипаж состоял из двух человек. Лодка могла нести две торпеды и взрывчатый заряд весом в 150 килограммов. Немцы строили одноместные лодки также с двумя торпедами. Скорости этих лодок под водой были в пределах 5-7 узлов и обеспечивались обычными электродвигателями.

Современные сверхмалые подводные лодки в иностранных флотах имеют скорость хода под водой 6-15 узлов (11-27 км/ч), дальность плавания 500-700 миль, глубину погружения до 100 метров, экипаж от 2 до 8 человек.

Теперь, после того как мы сообщили общие сведения о подводных лодках, спустимся с мостика через центральный рубочный люк по трапу внутрь подводной лодки и пройдем по ее отсекам, чтобы увидеть, где размещено ее оборудование, вооружение, механизмы, как располагается экипаж.

На центральном посту, который является главным командным пунктом и где находятся командир лодки и его ближайшие помощники, сосредоточены все основные приборы и устройства, обеспечивающие боевую деятельность и управление всплытием и погружением. Здесь же размещены перископы (командирский и зенитный), штурманский пост со всем оборудованием, сюда же стекается вся информация от гидроакустиков и радиометристов. За пультами сидят главный боцман, управляющий горизонтальными рулями, командир отделения рулевых, управляющий вертикальным рулем, операторы систем погружения и всплытия. В центральном отсеке находятся также все приборы управления ракетной и торпедной стрельбой, кнопка пуска этого оружия. Одним словом, центральный отсек является "мозгом" подводной лодки, куда поступают доклады о любом происшествии, откуда исходят все команды и распоряжения, касающиеся действий экипажа и использования самого корабля. 

Через центральный пост проходит множество магистралей труб и кабелей. Каждая магистраль имеет свою отличительную окраску или отличительный знак, если трубопровод окрашен под цвет помещения. Штурманский пост в центральном отсеке оборудован автоматическим прокладчиком курса и другими специальными электронавигационными приборами, позволяющими с большой точностью вести лодку на большой глубине: гидрокомпасами, эхолотами, лагами, курсографами.

В носовом отсеке, называемом торпедным, находятся торпедные аппараты и стеллажи с запасными торпедами. Внутри труб торпедных аппаратов, закрытых крышками, – грозные самонаводящиеся торпеды. Торпедные аппараты, помимо своего основного назначения (выстреливания торпед), могут использоваться также для выхода подводников из лодки в случае ее повреждения или аварии, когда она теряет способность самостоятельно подняться на поверхность. При этом для выхода из лодки члены экипажа снабжены индивидуальным спасательным снаряжением, включающим кислородные приборы, гидрокостюмы. В этом снаряжении можно покинуть лодку через специальные люки. Кроме того, спасательные корабли, работающие по оказанию первой помощи аварийной лодке, могут опустить под воду воздушный колокол, который герметично крепится к специально оборудованной площадке на корпусе лодки. Когда колокол закреплен, подводники открывают люк, переходят в колокол и в нем их поднимают из-под воды.

Помимо носового отсека торпедные аппараты с торпедами могут размещаться в кормовом отсеке. Например, фашистский линкор "Тирпиц" был атакован нашей подводной лодкой К-21 под командованием Н. Лунина четырьмя торпедами, выпущенными из кормовых торпедных аппаратов.

В дизельном отсеке установлены мощные многоцилиндровые главные двигатели, предназначенные для вращения гребных винтов в надводном положении и при РДП, обеспечивающие лодке необходимую скорость. 

В электромоторном отсеке размещены электродвигатели, которые дают лодке ход в подводном положении. Обслуживают эти отсеки моряки электромеханической боевой части (мотористы, электрики и трюмные; у последних в заведовании находятся все водяные и воздушные системы лодки).

На дизельных лодках значительное место занимают аккумуляторные батареи, размещенные в трюмах под палубным настилом. Аккумуляторы представляют собой эбонитовые балки, наполненные специальным электролитическим составом.

На атомоходах имеется специальный отсек, где находится "сердце" лодки – атомный реактор. Учитывая, что молодым читателям из школьного курса физики известен процесс получения атомной энергии, мы кратко расскажем лишь об общем физическом принципе устройства и работы атомного реактора.

Внутри стального корпуса находится графитовая вкладка, имеющая многочисленные каналы. Большая часть этих каналов служит для размещения стержней (урановых или других), выполняющих роль атомного горючего. Часть каналов предназначена для стержней управления работой реактора. На случай непредвиденного усиления цепной реакции, угрожающего безопасности АЭУ (атомной энергетической установки), предусмотрены аварийные стержни. Они выполнены из материалов, способных активно поглощать нейроны. При непредвиденном и опасном увеличении потока нейронов аварийные стержни мгновенно автоматически опускаются в свои каналы и "глушат" атомную реакцию. Весь реактор "одет" в толстый слой бетона и воды или бетона и металла. Этот слой является биологической защитой, надежным предохранением людей от опасного воздействия радиоактивного излучения. 

При неработающем реакторе управляющие стержни полностью опущены в его каналы. Для пуска АЭУ, осуществления цепной ядерной реакции, сопровождающейся выделением тепла, необходимо эти стержни поднять до требуемого уровня. Для увеличения или уменьшения мощности тепловыделения управляющие стержни либо постепенно извлекаются из каналов, либо, наоборот, вводятся в них. Тепловая энергия, создаваемая в активной зоне, передается воде, выполняющей роль охладителя реактора. Вода, проходя через него, сама нагревается, затем попадает в парогенератор (теплообменник), в котором происходит отдача тепла питательной воде и генерирование водяного пара. А последний уже используется в турбине. Все управление работой атомного реактора осуществляется дистанционно с пульта-управления АЭУ офицерами-операторами. 

Существует несколько типов атомных реакторов. Современные АЭУ подводных лодок – сложные технические комплексы, для обслуживания которых требуются знания многих дисциплин (физики, химии, математики). Поэтому наш рассказ об атомном реакторе дан схематически, в объеме, необходимом для уяснения общего физического смысла его работы.

На ракетных подводных лодках имеется отсек, называемый ракетным. На ракетоносцах США баллистические ракеты помещаются в специальных вертикальных шахтах, верхняя часть которых закрыта прочной водонепроницаемой крышкой и пластиковой пленкой, не пропускающей воду, когда крышка перед стартом открывается. Пленка легко прорывается стартующей ракетой, которая выталкивается из шахты сжатым воздухом, парогазовой смесью или пороховыми газами. Старт ракет на американских лодках осуществляется при их погружении на глубину 30 метров. Ракета выталкивается из воды на высоту 15-20 метров, после чего включается двигатель, и она начинает полет. Цели для каждой ракеты выбраны заранее или указываются в радиограмме. Старт ракеты возможен и в надводном положении лодки. В ракетном отсеке находится аппаратура предстартовой подготовки, которая осуществляет автоматическую проверку ракет в период их подготовки к запуску, и различные счетно-решающие устройства для ввода исходных данных в бортовые приборы управления ракеты.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 28 (342) от 23.07.2015 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно