|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Тайна затонувшего эвакогоспиталяВ тот период, когда на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года шёл военный парад и воинские части, пройдя строевым шагом, прямиком отправлялись на фронт, у берегов Крыма, объятого пожарищем войны, произошли трагические события, которые до сих пор будоражат умы историков и специалистов морского дела. Фашистские воздушные асы забросали бомбами плавучий эвакогоспиталь "Армения". На нём отправляли на Кавказ раненых из осаждённого врагом Севастополя. Начиналось всё так. 8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно "Армения" на период военных действий было переоборудовано в медицинское судно. На бортах появился медицинский символ, понятный в мире каждому, — красный крест. Пассажирские каюты приспособили под медицинские палаты, и плавучий госпиталь заработал. 6 ноября 1941 года теплоход стал принимать на свой борт пассажиров. Чтобы избежать толчеи и давки, было принято решение не пришвартовывать судно к пирсу, пассажиров доставляли на борт "Армении" в шлюпках и лодках. И тут поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала, в том числе и руководящего, Черноморского флота. Так профессионалы своего дела, лучшие врачи Крыма оказались вместе на одном судне. Капитан Владимир Яковлевич Плаушевский, выполняя новый приказ, пришвартовал судно к причалу Корабельной бухты. Здесь уже толпились горожане, которые бросились занимать свободные места в "Армении". Экипаж принимал людей с двух часов ночи до семи часов утра. Погода выдалась пасмурная, бесконечно моросил дождь. С рассветом началась настоящая паника, люди занимали всё свободное пространство, даже технические помещения. На борту оказалось больше пассажиров, чем могло принять судно. Но людской поток уже было не остановить. В 17 часов теплоход взял курс на Туапсе. И тут новый приказ: зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров. По ряду версий, это были или важные партийные работники Крыма, или хранители музеев, которым поручили эвакуировать ценные музейные экспонаты. Но случилось то, что случилось. "Армения" потеряла время и проскочить ночью в Туапсе не успела. Позже в личном дневнике адмирал Октябрьский записал, что капитан судна нарушил приказ дожидаться в Ялте ночи, чтобы обезопасить теплоход от удара с воздуха гитлеровскими ВВС. Была вероятность того, что днём могли засечь с воздуха стоящее у причальной стенки судно. Тогда в 8 часов утра капитан дал команду отчаливать. В сопровождении двух катеров, без прикрытия, "Армения" взяла курс на Кавказ. По некоторым данным, на судне находилось 7000 пассажиров. В 11.25 на траверзе Гурзуфа конвой был атакован немецким торпедоносцем "Хейнкель Не-111". Были сброшены две торпеды, одна из них попала в носовую часть судна. Через четыре минуты теплоход ушёл под воду кормой вверх. Спастись удалось восьми пассажирам, это по одним данным, другие источники свидетельствуют о 82 пассажирах, чудом выживших в тот роковой день. Гибель теплохода "Армения" до сей поры является загадкой. Неизвестно, сколько на самом деле находилось на борту судна пассажиров. Одни специалисты говорят о 5 тысячах, другие утверждают, что "Армения" приняла на борт 7 тысяч. Искать правых и виноватых в этой трагедии уже сложно, прошло много десятилетий, но факт затопления немецкой авиацией мирного судна был. И утверждать, что немцы не знали о том, что это эвакогоспиталь, тоже было бы неправильным. Вспомним примеры затопления американским флотом и японскими камикадзе мирных судов на Тихоокеанском флоте во время Великой Отечественной войны, и многое станет ясно. Попытки отыскать судно на морских глубинах предпринимались. В 2006 году на американские деньги Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда, который сумел найти в океане линкор "Бисмарк" и авианосец "Йорктаун", создал поисковую группу. Хотя экспедиция в Крым вылилась в 2,5 млн долларов, найти "Армению" так и не удалось. В 2009 году украинский подводный робот "Софокл" тоже участвовал в поиске судна, но найти удалось лишь старинный тридцатиметровый парусный корабль. "Армения" продолжает хранить свою тайну. «Прогресс Приморья», № 29 (343) от 30.07.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |