|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Эффективно действовать в быстро меняющемся миреТрадиции или стереотипы? Технологические реформы последних десятилетий привели к радикальной трансформации человеческой деятельности и возникновению совершенно новых "зон экономического развития". Однако во многих высших учебных заведениях РФ до сих пор доминируют традиционные технологии обучения, которые не позволяют сформировать у большинства выпускников практическую способность эффективно действовать в быстро меняющемся мире. Редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "Прогресс Приморья" открывает тему публикацией "Эффективно действовать в быстро меняющемся мире". О проблеме неактуальности содержания программ высшего профессионального образования и о путях ее преодоления рассказал зам. проректора по учебной и научной работе по науке ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз", профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и права, кандидат технических наук Игорь Николаевич Ким. Знания как ресурс "Состояние высшей школы нашей страны характеризуется явными признаками кризиса, охватившего всю систему, в том числе профессиональную деятельность ее центральной фигуры – преподавателя", – считает Игорь Николаевич. На рубеже веков в странах с развитой рыночной экономикой началось формирование нового социально-экономического общественного уклада, основанного на экономике информации. И основными стратегическими ресурсами сегодня являются научные знания, благодаря использованию которых решаются как глобальные, так и локальные экономические, энергетические, экологические и другие насущные проблемы. Достижение же данных целей обеспечивают специалисты высшей квалификации, способные эффективно работать, внедряя в производство прорывные идеи. В этой связи общество стало пересматривать роль и значимость образовательных учреждений. И пришло к выводу, что нынешняя российская система высшего профессионального образования не справляется со сложившимися реалиями. Налицо несоответствие приобретенных компетенций выпускников вузов современным требованиям бизнеса и производства. Поэтому практические навыки работников в значительной степени начинают формироваться не в учебном заведении, а на рабочих местах, в ходе тренингов и выполнения проектов на современных технологических линиях с использованием передовых методов организации производства и под руководством экспертов-практиков. Подмена приоритетов Происходит это, считает И.Н. Ким, в первую очередь из-за того, что представление о преподавательском труде сильно трансформировано. "В профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) наблюдается безусловное доминирование учебно-образовательной работы при одновременном пренебрежении научно-исследовательской составляющей, – говорит профессор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. – Безусловно, преподаватель с такими приоритетами и слабой мотивацией повышения своего профессионального уровня не способен воспитать в студенте требуемое интеллектуально-творческое мышление, помочь овладеть современными знаниями, развить у него исследовательскую и проектную компетенции, а, значит, не сумеет подготовить специалиста XXI века. Научно-исследовательская работа ППС представлена второстепенно и на выпускающих кафедрах, призванных обеспечить креативную исследовательскую подготовку выпускника вуза, его овладение современными научными знаниями. Образовательный процесс осуществляется без системного использования активных и интерактивных методов обучения. В результате под систему высшего образования подведена разрушительная основа". ППС в цифрах Так, анализ деятельности ППС российских вузов в плане занятий научно-исследовательской работой показал следующее распределение. Работой над монографией, научными статьями охвачено 41,8 % преподавателей. По договорам, грантам и иным заказам научно-исследовательского направления систематически работают лишь 26,2 % ППС, а для 45,9 % данная деятельность оказалась не характерной. "В современных условиях подавляющее большинство ППС вузов идентифицирует себя с преподавателями, для которых главное – это профессионально оформить научные знания и передать их студентам", – констатирует Игорь Николаевич Ким. Только 30,8 % ППС считают, что органично занимаются научной и преподавательской деятельностью, а к ученым-исследователем относят себя всего 11,8 %. А ведь занятость преподавателей научными исследованиями представляет собой инвестицию в их человеческий капитал, который может и должен создавать положительный внешний эффект, повышая качество предоставляемых вузом образовательных услуг. Ведь одним из основных критериев оценки результативности деятельности вуза как научно-инновационного учреждения, выполняющего научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы различного назначения, является научная и соответствующая ей публикационная активность ППС. Цитаты и ссылки на научные работы ППС отражают признание и востребованность работы исследователя в научных кругах. При подготовке к занятиям с целью дополнения своей информационной базы новыми материалами для 83,6 % преподавателей приоритетным является изучение учебников, учебных пособий, курсов лекций. На втором месте стоит чтение журналов, газет, знакомство с текущей периодической информацией научно-популярного характера. На третьем – знакомство с новыми учебными и учебно-методическими изданиями, а также научно-популярной информацией. Изучение академических научных журналов, современных научно-инновационных работ и монографий оказалось на четвертом месте. Замыкают данные показатели научно-исследовательские работы в области методики обучения. Рыночная экономика "Данная ситуация связана с тем, что государство не финансирует в необходимой мере систему повышения квалификации ППС, в связи с чем и не предъявляет к преподавателям конкретных профессиональных требований, – продолжает Игорь Николаевич. – Следствием является размывание профессионально-ролевого стандарта работника университета и снижение качества образовательного процесса. Это привело к тому, что за последние 20 лет в системе высшей школы была создана ситуация всеобщей незаинтересованности и практической безответственности в вопросах повышения профессионального уровня ППС". По словам И.Н. Кима, такое положение дел отчасти обусловлено тем, что на рубеже веков в ректорат большинства вузов пришли менеджеры, далекие от правильного понимания научно-образовательного процесса. В их представлении образовательные учреждения являются бизнес-корпорациями. Руководители ведомств, в чьем ведении находятся вузы, основной своей задачей считают финансовую стабильность данных учреждений и поэтому практически не проводят существенные реформы и не контролируют их. Сегодня реформам подвергаются лишь организационные формы. А как у них? "В зарубежных же университетах исследовательского типа активная научная деятельность является приоритетной, – акцентирует внимание Игорь Николаевич. – В связи с чем базовыми считаются такие показатели, как индекс цитирования, количество полученных премий и грантов, публикаций в ведущих научных изданиях, приглашений для открытия международных или общенациональных симпозиумов и конференций. В "бакалаврских" университетах научно-исследовательская работа является важным, но не определяющим критерием оценки профессиональной деятельности ППС. В них при оценке преподавателя значение приобретают такие факторы, как уровень журнальных статей и монографий и частота выхода публикаций, участие в конференциях и их значимость, способность получать гранты, научное руководство магистрантами и аспирантами, а также руководство проектами и лабораториями". Существующая в зарубежных вузах система поддержки научной работы и повышения квалификации позволяет преподавателю в течение года участвовать в среднем в двух-трех внутривузовских, одной национальной и одной международной (зарубежной) конференциях с публикацией материалов докладов, а также одной-двух журнальных статей, главы в коллективной монографии и учебнике. Кроме того, преподаватель должен принимать участие в научных и методических конференциях, быть членом нескольких (от 3 до 5) профессиональных сообществ, а в некоторых случаях иметь профессиональную квалификацию. Среди российских преподавателей такие показатели обычно характерны для наиболее активной ее части. Довольно часто вузы спонсируют своих преподавателей для изучения специализированных дисциплин с целью получения дополнительных квалификаций, особенно в области педагогики высшего образования и новых образовательных технологий. В настоящее время в разряд обязательных требований в вузах ведущих стран входит необходимость владения преподавателем современными информационно-коммуникационными технологиями. Например, ППС необходимо иметь опыт использования различных систем управления учебными курсами, в том числе систем записи и редактирования лекций, средств синхронных коммуникаций; организации групповой работы в виртуальной среде. "Клуб по интересам" Как известно, для российских преподавателей уровень финансового вознаграждения не является приоритетным фактором. Зарплата отечественного ППС не только не идет ни в какое сравнение с оплатой труда преподавателей развитых зарубежных стран, но даже не выдерживает сравнения с зарплатами представителей других профессий в России. Так, заработная плата профессора обычно в несколько раз ниже зарплаты лейтенанта Вооруженных сил или полиции. Более того, денежное вознаграждение ППС не сопоставимо с доходом представителей других профессий, обладающих сходным уровнем квалификации и компетенции. По статистике, наиболее важным мотивом преподавательской деятельности в России является интересная, творческая работа (69,1 %), соответствующая индивидуальным склонностям и способностям (44,2 %), относительно свободный график работы, длительный отпуск в летний период, возможность профессионального роста, самостоятельность в работе (от 28 до 31,9 %). К наименее значимым стимулам следует отнести высокий престиж труда (5,8 %) и достойный уровень заработной платы (2,6 %). Штатные преподаватели вузов больше ориентированы на творчество и соответствие работы природным способностям и склонностям, а совместителей устраивает нежесткий график и дополнительный заработок. Однако думается, что без соответствующего вознаграждения творческий потенциал ППС не реализуется в полной мере. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 35 (349) от 11.09.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |