Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 сентября, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Гражданский воздушный флот и его перспективы

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" львиную долю своих материалов посвящает отечественной авиации. Это и понятно: Приморский край,  в котором мы живём и работаем, славен Арсеньевским предприятием "Прогресс", авиационная продукция которого давно известна и пользуется спросом не только в России, но и далеко за её пределами. На линейке готовности всегда стоят какие­либо новые образцы боевых машин, но не будем забывать о том, что в своё время завод специализировался на выпуске гражданских самолётов, долго служивших нашему отечеству, доставляя в разные точки пассажиров и грузы. В этом деле уже есть и своя история, и свои традиции, планы и перспекивы на будущее. Об этом и поговорим.

Транспортная стратегия

Можайский, Жуковский, Нестеров, Туполев, Чкалов… Всех их объе­диняла безудержная тяга к освоению неба. Они были первопроходцами и превращали нашу Родину в ведущую мировую авиадержаву. Таков русский характер: если уж что­то делать, то быть впереди – выше, дальше, быстрее. Первый  поднявшийся в небо биплан, первая петля в небе (ещё до революции), первый перелет через Северный полюс, самый крупный в мире самолет, первый сверхзвуковой пассажирский лайнер… Всё это – вехи нелегкого, но славного пути российской авиации. Но в лихие 90­е прошлого века началось пике, из которого мы вышли лишь несколько лет назад. Начнем ли подниматься вверх?

От модернизации к развитию

Стратегия развития российской авиации на данном этапе определяется программой "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010­2015 годы)". Транспорт – отрасль зависимая, и поэтому программа тесно увязана с перспективами социально­экономической ситуации в стране в целом и в ее отдельных регионах.

Воздушный транспорт играет особую социально­экономическую роль в нашей стране. В таких регионах, как север европейской части России, Сибирь, северо­восточная и островная части Дальневосточного региона (70 % всей территории страны), он является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь с остальной территорией Российской Федерации. На долю воздушного транспорта приходится более 20 % общего пассажирооборота в междугороднем сообщении.

Последние пять лет гражданская авиация в России развивалась стабильно. Темпы роста пассажиропотока в несколько раз превышали общемировые. Даже в прошлом предкризисном году его рост составил 10,4 %. Увеличивалась авиационная подвижность населения, нащупывались новые подходы к развитию местных перевозок. Однако все это происходило на фоне старения инфраструктуры и парка воздушных судов, роста кадрового дефицита, деформации структуры рынка авиаперевозок. В результате реализации программы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002­2010 годы)" отрицательные тенденции приостановились, но коренного перелома не произошло.

Около 70 % взлетно­посадочных полос с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их физического и морального износа. Инфраструктура аэропортов во многих случаях не обеспечивает эксплуатацию современных типов воздушных судов.

Многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились как сети местных авиалиний, так и аэродромов. С 1992 года количество аэродромов на территории России сократилось с 1302 до 320.

За последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок. Доля аэропортов Московского авиационного узла в общем объеме перевозок на территории Российской Федерации возросла за указанный период с 35 до 72 %. Такое перераспределение пассажиропотоков происходит при потенциальной концентрации пассажиро­ и грузопотоков в крупнейших узловых аэропортах и не позволяет Российской Федерации в полной мере использовать транзитно­трансферные возможности страны.

Возникла опасность снижения конкурентоспособности и экономической эффективности гражданской авиации России, что и вызвало необходимость разработки новой программы, предполагающей стратегию развития, а не модернизации. Жить на старом багаже уже возможности не было. Был проведен анализ текущего состояния отрасли, сложившихся условий развития авиатранспортного рынка. К подготовке программы были привлечены ведущие ученые отрасли, которые учли приоритеты транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года в части воздушного транспорта.

Инфраструктурный прорыв

Без него ни о каком развитии говорить не приходится. Два ключевых момента здесь – это состояние российских аэропортов и состояние парка воздушных судов. Причем для обеспечения надежной работы авиапредприятий, создания рациональной маршрутной сети и роста местных перевозок необходимо развитие как сети крупных международных и внутрироссийских узловых аэропортов, так и региональных сетей аэропортов.

Обеспечение сети международных и внутрироссийских узловых аэропортов предусматривает выполнение комплекса взаимосвязанных мероприятий по строительству и реконструкции аэропортовых объектов, реализуемых в 9 международных и 19 внутрироссийских аэропортах. Программа по региональным аэропортам предполагает осуществление различного вида и сложности работ в 80 региональных и местных аэропортах. Причем по каждому аэропортовому комплексу, вошедшему в программу, имеются конкретные разработки. Они включают в себя цели и задачи реконструкции, перечень проводимых работ и их объемы, источники и размеры финансирования, этапы и сроки планируемых работ.

Объем работ и необходимых инвестиций зависит от функционального назначения аэропорта и класса аэродрома. Строительно­монтажные работы по реконструкции и строительству взлетно­посадочных полос и рулежных дорожек производятся с учетом типов воздушных судов, прием которых будут осуществлять аэропорты определенного функционального назначения. Размеры площадей реконструируемых и возводимых аэровокзальных комплексов и грузовых терминалов определяются объемами предполагаемых пассажиро­ и грузопотоков. Соответствие объемов требованиям достигается благодаря включению в проектную документацию экологического раздела и обязательному контролю, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Задача обновления парка воздушных судов авиаперевозчиков решается путем приобретения самолетов российского производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных). В сегментах, где российская авиапромышленность не планирует производство воздушных судов или не успевает их произвести в необходимом количестве, авиакомпании могут приобретать самолеты зарубежного производства на условиях лизинга (в том числе операционного).  Роль государственных органов здесь сводится к поддержке перевозчиков в вопросах введения таможенных льгот в сегментах, где отечественных самолетов нет, а спрос на перевозки на таких судах достаточно велик.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 35 (349) от 11.09.2015 г.

Виталий ЛЕНТАРЕВ

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно