|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Гражданский воздушный флот и его перспективыГазета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" львиную долю своих материалов посвящает отечественной авиации. Это и понятно: Приморский край, в котором мы живём и работаем, славен Арсеньевским предприятием "Прогресс", авиационная продукция которого давно известна и пользуется спросом не только в России, но и далеко за её пределами. На линейке готовности всегда стоят какиелибо новые образцы боевых машин, но не будем забывать о том, что в своё время завод специализировался на выпуске гражданских самолётов, долго служивших нашему отечеству, доставляя в разные точки пассажиров и грузы. В этом деле уже есть и своя история, и свои традиции, планы и перспекивы на будущее. Об этом и поговорим. Транспортная стратегия Можайский, Жуковский, Нестеров, Туполев, Чкалов… Всех их объединяла безудержная тяга к освоению неба. Они были первопроходцами и превращали нашу Родину в ведущую мировую авиадержаву. Таков русский характер: если уж чтото делать, то быть впереди – выше, дальше, быстрее. Первый поднявшийся в небо биплан, первая петля в небе (ещё до революции), первый перелет через Северный полюс, самый крупный в мире самолет, первый сверхзвуковой пассажирский лайнер… Всё это – вехи нелегкого, но славного пути российской авиации. Но в лихие 90е прошлого века началось пике, из которого мы вышли лишь несколько лет назад. Начнем ли подниматься вверх? От модернизации к развитию Стратегия развития российской авиации на данном этапе определяется программой "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (20102015 годы)". Транспорт – отрасль зависимая, и поэтому программа тесно увязана с перспективами социальноэкономической ситуации в стране в целом и в ее отдельных регионах. Воздушный транспорт играет особую социальноэкономическую роль в нашей стране. В таких регионах, как север европейской части России, Сибирь, северовосточная и островная части Дальневосточного региона (70 % всей территории страны), он является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь с остальной территорией Российской Федерации. На долю воздушного транспорта приходится более 20 % общего пассажирооборота в междугороднем сообщении. Последние пять лет гражданская авиация в России развивалась стабильно. Темпы роста пассажиропотока в несколько раз превышали общемировые. Даже в прошлом предкризисном году его рост составил 10,4 %. Увеличивалась авиационная подвижность населения, нащупывались новые подходы к развитию местных перевозок. Однако все это происходило на фоне старения инфраструктуры и парка воздушных судов, роста кадрового дефицита, деформации структуры рынка авиаперевозок. В результате реализации программы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (20022010 годы)" отрицательные тенденции приостановились, но коренного перелома не произошло. Около 70 % взлетнопосадочных полос с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их физического и морального износа. Инфраструктура аэропортов во многих случаях не обеспечивает эксплуатацию современных типов воздушных судов. Многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились как сети местных авиалиний, так и аэродромов. С 1992 года количество аэродромов на территории России сократилось с 1302 до 320. За последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок. Доля аэропортов Московского авиационного узла в общем объеме перевозок на территории Российской Федерации возросла за указанный период с 35 до 72 %. Такое перераспределение пассажиропотоков происходит при потенциальной концентрации пассажиро и грузопотоков в крупнейших узловых аэропортах и не позволяет Российской Федерации в полной мере использовать транзитнотрансферные возможности страны. Возникла опасность снижения конкурентоспособности и экономической эффективности гражданской авиации России, что и вызвало необходимость разработки новой программы, предполагающей стратегию развития, а не модернизации. Жить на старом багаже уже возможности не было. Был проведен анализ текущего состояния отрасли, сложившихся условий развития авиатранспортного рынка. К подготовке программы были привлечены ведущие ученые отрасли, которые учли приоритеты транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года в части воздушного транспорта. Инфраструктурный прорыв Без него ни о каком развитии говорить не приходится. Два ключевых момента здесь – это состояние российских аэропортов и состояние парка воздушных судов. Причем для обеспечения надежной работы авиапредприятий, создания рациональной маршрутной сети и роста местных перевозок необходимо развитие как сети крупных международных и внутрироссийских узловых аэропортов, так и региональных сетей аэропортов. Обеспечение сети международных и внутрироссийских узловых аэропортов предусматривает выполнение комплекса взаимосвязанных мероприятий по строительству и реконструкции аэропортовых объектов, реализуемых в 9 международных и 19 внутрироссийских аэропортах. Программа по региональным аэропортам предполагает осуществление различного вида и сложности работ в 80 региональных и местных аэропортах. Причем по каждому аэропортовому комплексу, вошедшему в программу, имеются конкретные разработки. Они включают в себя цели и задачи реконструкции, перечень проводимых работ и их объемы, источники и размеры финансирования, этапы и сроки планируемых работ. Объем работ и необходимых инвестиций зависит от функционального назначения аэропорта и класса аэродрома. Строительномонтажные работы по реконструкции и строительству взлетнопосадочных полос и рулежных дорожек производятся с учетом типов воздушных судов, прием которых будут осуществлять аэропорты определенного функционального назначения. Размеры площадей реконструируемых и возводимых аэровокзальных комплексов и грузовых терминалов определяются объемами предполагаемых пассажиро и грузопотоков. Соответствие объемов требованиям достигается благодаря включению в проектную документацию экологического раздела и обязательному контролю, осуществляемому в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Задача обновления парка воздушных судов авиаперевозчиков решается путем приобретения самолетов российского производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных). В сегментах, где российская авиапромышленность не планирует производство воздушных судов или не успевает их произвести в необходимом количестве, авиакомпании могут приобретать самолеты зарубежного производства на условиях лизинга (в том числе операционного). Роль государственных органов здесь сводится к поддержке перевозчиков в вопросах введения таможенных льгот в сегментах, где отечественных самолетов нет, а спрос на перевозки на таких судах достаточно велик. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 35 (349) от 11.09.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |