|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Служить на Военно-морском флоте — почётно!В российской армии и на флоте начался осенний призыв. Кто служил, знает, что приходится испытать до присяги молодому человеку, никогда не нюхавшему жёсткой армейской дисциплины. В казарме и на корабле нет ни мамы, ни папы, есть только отцы-командиры, прямые и непосредственные начальники. И все здесь живут по уставу, то есть по армейскому закону. Но, как гласит поговорка, не так страшен чёрт, как его малюют. Проходит время, и родители, приехав на встречу с сыном, не могут нарадоваться на его опрятный вид, короткую стрижку, военную выправку. Куда подевались длинные лохмы, недельной давности щетина, вредные привычки? Так армия меняет человека, а если ты служил на военном флоте, то… В ряде номеров газеты "Прогресс Приморья" мы рассказывали о становлении отечественного военно-морского флота. Это и понятно. В последние годы на волне патриотического воспитания молодого поколения в духе возрождения и сохранения традиций на флоте, в том числе и прославленном орденоносном Тихоокеанском, интерес к службе на кораблях и подводных лодках неуклонно растёт. Невооружённым глазом виден и наметившийся прогресс в военном строительстве, которое развернулось на территории нашей страны и в котором участвуют предприятия оборонного комплекса. В этом процессе участвуют и заводы, входящие в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. И если театр начинается с вешалки, то военный корабль — с морского обмундирования. Вот о нём и поговорим. Курс молодого воинаС началом службы молодой воин надевает установленную морскую форму одежды. Военно-морская форма проста, удобна, строга и красива. Не сразу она стала такой, как ее носят теперь российские военные моряки. Каждый ее предмет имеет свою историю. Первым головным убором на флоте была обычная мягкая черная шляпа, введенная еще во времена Петра I. Но корабельная жизнь (правда, не сразу) показала, что шляпа неудобна для моряка при выполнении различных работ, а особенно в плавании, поэтому ее заменили сначала темно-зелеными с белым кантом бескозырками, потом черными, а с 1872 года появились у неё и ленточки, которые в штормовую погоду завязывались под подбородком. На ленточках золотом писались названия кораблей. Обычный цвет у лент — чёрный. За особые заслуги своих кораблей моряки получали право носить на бескозырках оранжево-черные ленты морской гвардии. Черный цвет означает пороховой дым, оранжевый — пламя разрыва снарядов. Это символизировало, что моряки-гвардейцы добыли свою славу в бою. Современные моряки в походах носят берет, на подводных лодках — черную пилотку. Так удобнее при работе на механизмах и с оружием. А вот сходя на берег и при стоянке корабля в базе — носят бескозырку. Предшественницей тельняшки была бело-синяя полосатая рабочая куртка. Официально тельняшка была введена на флоте в 1875 году. Удобная, теплая и прочная, она вместе с тем и красива. Сочетание белых и голубых полос, помогавших в своё время на фоне белоснежных парусов отчётливо увидеть действия матросов, очень приятно для глаз. Бушлат появился на флоте лишь в 1855 году, а до него матросы ходили в кафтанах и мундирах. Было и такое время, когда личный состав флота носил серые солдатские шинели. Матросы быстро оценили по достоинству удобный и теплый бушлат. На флоте про него говорят, что он первый друг матросу: хорошо греет, красиво смотрится и в работе не помеха. Необычна история синего воротничка с белыми полосками на форменной флотской рубахе, или "суконке", как ее называют моряки (для отличия от белой летней форменки). Во времена Павла I моряки носили парик, его волосы, заплетенные в косичку, смазывались салом и пудрились мукой. Такие "волосы" загрязняли мундир, и тогда моряки стали подкладывать под косу кожаные четырехугольные воротники. С отменой париков кожаные воротники заменили матерчатыми. Синий воротник с белыми полосками по краям впервые появился у гребцов разъездных катеров в 1851 году. Число полос означало, от какой из трех дивизий флота были выделены катер и шлюпка. Современный синий воротник с тремя полосками является символом беспредельных морских просторов, вспененных белой шапкой волн. Моряки любят свою форму и гордятся ею. В суровые годы войны многие из них сражались на суше, и не было ни одного, кто бы не носил под гимнастеркой полосатой тельняшки, а в вещмешок не положил бескозырку. В атаку морские пехотинцы шли в бескозырках, а грудь их прикрывала флотская тельняшка. Торжественным и незабываемым событием в жизни молодого моряка является принятие военной присяги. Каждый матрос перед строем своих товарищей с оружием в руках вслух произносит слова клятвы и ставит под текстом присяги личную подпись. Принятие воинской присяги — высокий патриотический акт. Присягая Родине, моряк принимает на себя самую почетную обязанность гражданина России — защищать честь, свободу и независимость своей страны, клянется в верности и беззаветной преданности своему народу. С этого дня молодой воин — уже полноправный военный моряк, защитник Отечества. Незыблемым законом жизни моряка во время службы является Корабельный устав ВМФ. Есть еще и общевоинские уставы, требования которых обязательны для всех военнослужащих России, будь он пехотинец, танкист, моряк или летчик. К ним относятся Уставы внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав. С ними каждый будущий воин непременно познакомится в ходе начальной военной подготовки. А вот о Корабельном уставе следует кратко сказать. С первых же шагов службы каждый член экипажа столкнется с необходимостью твердого знания порядка и правил корабельной жизни: как ходить по палубе, как бежать на свое место по сигналу тревоги, что означают цифры боевого номера на рабочем платье, или робе, как ее еще называют моряки. Нет такой стороны деятельности и жизни военных моряков, которая не была бы полностью рассказана в Корабельном уставе. В нем указаны названия всех боевых частей и служб корабля, определен распорядок службы и жизни экипажа, изложены обязанности матроса и всех должностных лиц, здесь можно найти ответ на любой вопрос, касающийся корабельных правил. Действовать по уставу — значит служить так, чтобы все требования сложной морской службы выполнять точно, в срок, ибо без этого нельзя считать себя военным моряком. В русском флоте Корабельный устав назывался морским, был введен в 1720 году, составлен при непосредственном участии Петра I. Он имел длинное название: "Книга устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море" и состоял из предисловия, положения о составе и подразделении флота и пяти книг, где разбирались различные случаи на море. Это был документ, проникнутый заботами об усилении мощи флота, о воинском долге моряков. В уставе излагались обязанности всех без исключения членов команды корабля: от командира до плотника. Офицеры обязывались личным примером побуждать экипаж к достижению цели боя. "Ни в коем случае под потерянием живота и чести" не допускать сдачи корабля врагу: "Все корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели…" В последующем морской устав неоднократно дополнялся, изменялись его статьи и положения. Флот рос, появилось новое морское вооружение, утверждалась новая тактика. Всё это вызвало необходимость изменения уставных положений. Современный ВМФ России живет по Корабельному уставу. Сейчас мы ознакомимся с некоторыми разделами устава, знать которые необходимо матросу еще до того, как он ступит на палубу боевого корабля. На современных кораблях, как известно, много различного оружия и техники. Для того чтобы наилучшим образом применить все это в бою, созданы боевые части и службы. На современных кораблях несколько боевых частей (БЧ), в порядке номеров они именуются: штурманская, ракетная (или ракетно-артиллерийская, или просто артиллерийская, в зависимости от имеющегося на корабле оружия), минно-торпедная, связи, электромеханическая, авиационная, управления. Последняя служит для централизованного сбора и обработки всей информации, получаемой радиоэлектронными средствами, и быстрого обеспечения командира оптимальными данными по управлению оружием и маневрами корабля. Имеются также четыре службы: радиотехническая, химическая, медицинская и снабжения. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля могут делиться на дивизионы, группы, батареи, башни, команды, отделения. Корабль создан для боя, поэтому члены экипажа для выполнения своих обязанностей распределяются по командным пунктам и боевым постам. Моряку отводится строго определенное место, где он должен действовать у орудия, стоять на руле или у дизеля, поддерживать связь с другими постами. Каждому матросу, старшине и мичману присваивается боевой номер, состоящий из трех частей: первая (цифра или буква) показывает, в какой боевой части или службе находится моряк согласно расписанию по боевой тревоге; вторая (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста; третья (две цифры) определяет принадлежность к боевой смене. Кроме того мичманы, старшины и матросы получают специальную книжку, называемую "Боевой номер", где определенны все их обязанности и местонахождения по различным тревогам и мероприятиям корабельной жизни. Эти обязанности необходимо знать наизусть, ибо в них записано всё, ради чего моряк находится на корабле. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 39 (353) от 08.10.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |