Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Последний рейс летчика Леваневского

Постоянные читатели газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП", наверняка, с интересом читали материалы наших корреспондентов, посвящённые 70-летию Великой Победы, о тех, кто шёл в атаку на врага и кто в тылу неуклонно приближал полный разгром фашизма. Особо хотелось бы отметить военных лётчиков и авиастроителей, которые снабжали фронт воздушными машинами. Многие лётчики, участвовавшие в войне, начинали свой боевой путь на Хасане, в боях за Халхин-Гол, в революционной Испании, в финской капании. Они стали Героями СССР. Но первыми всё же были другие. Один из них — С.А. Леваневский, получивший Героя до войны, в 30-е годы, за покорение Арктики. О нём наш рассказ.

Спустя несколько дней после спасения челюскинцев в СССР было утверждено высшее звание, венчающее человеческий подвиг, — звание Героя Советского Союза. Первыми Героями в отечественной истории стали именно лётчики, спасшие полярников: Анатолий Васильевич Ляпидевский, Сигизмунд Александрович Леваневский, Василий Сергеевич Молоков, Николай Петрович Каманин, Михаил Васильевич Водопьянов, Маврикий Тимофеевич Слепнёв, Иван Васильевич Доронин. Фото этой доблестной семёрки не сходило с первых полос советских и зарубежных газет.

Однако вот что интересно: как считалось какое-то время, здесь есть одна существенная ошибка…

Согласно постановлению, звание Героя присваивалось пилотам, принявшим непосредственное участие в спасении людей. Из-за поломок машин, из-за метелей и туманов далеко не все лётчики, отправившиеся выручать челюскинцев, добрались до "лагеря Шмидта". Позже они тоже получили заслуженные ордена, почёт и уважение. Лишь один из них, Сигизмунд Леваневский, попавший в аварию на Чукотском побережье и по этой причине ни разу не слетавший во льды, стал как бы "седьмым лишним" Героем в списке заслуживших это звание. Получалось, что награждён он был заочно.

Понятно, что никакой вины Леваневского здесь нет, просто Сталину импонировал этот молодой, красивый и храбрый лётчик. И хотя открыто никто не укорял Леваневского в том, что он "авансом" получил Героя, сам он чувствовал себя не лучшим образом. Он, успевший заявить о себе арктическими полётами, испытывал душевное смятение. Ощущая двусмысленность создавшегося положения в среде лётчиков, испытывая на себе их смеющиеся взгляды, Леваневский на протяжении трёх последних лет жизни рвался в небо, чтобы "отработать аванс". Возможно, смятение в его душе и улеглось бы со временем, но злую шутку сыграла с ним филателия. В 1935 году вышла и стала редкостью коллекционеров марка "Герои СССР". Интересно, что лица шестерых пилотов обрамляли два лавровых венка, венчающие, как положено, победителей, но на марке с изображением Леваневского одна ветвь была лавровой, а другая миртовой, то есть траурной. Позже выяснилось, что художник просто-напросто допустил оплошность. И пошло-поехало, как говорится. Осенью 1941 года во время очередной бомбёжки Москвы гитлеровскими ВВС был сбит и пленён немецкий лётчик-ас Левоневски. Кто-то немедленно распустил среди пилотов слух, что это и есть советский лётчик Сигизмунд Леваневский, пропавший в Арктике в 1937 году. Злые зыки договорились до того, что Герой вовсе не пропал, а перелетел в Америку, оттуда — в нацистскую Германию и теперь вот бомбит Москву. Эти слухи были развеяны лишь в 80-е годы прошлого века, когда вспомнили папанинцев, покорявших Северный полюс, и тех пилотов, которые их спасали. Вот когда общественность принялась изучать документы о последнем полёте незаслуженно оболганного лётчика. Начались активные поиски следов машины пилота как в советской, так и в зарубежной Арктике. И вот что удалось выяснить. В 1935 году, когда случился промах с почтовой маркой, Леваневский предпринял попытку осуществить идею, ранее предложенную им и Громовым, — совершить беспосадочный перелёт через полюс в США. Вместе с Г.Ф. Байдуковым и штурманом В.И. Левченко он вылетел на север на одномоторном АНТ-25, но из-за технических неполадок в пути, не сумев пересечь Баренцево море, они были вынуждены вернуться на материк. Спустя всего два года на самолёте той же конструкции экипажи Чкалова и Громова сделали мечту Леваневского реальностью. Они учли все недочёты того полёта и первыми в мире совершили перелёт через Северный полюс, получив таким образом мировую славу. В США их встречали как героев. Простые американцы фотографировались с советскими пилотами, их обнимали и целовали, поверив в реальность их перелёта.

Леваневский не унимался. Он выбрал для своего следующего полюсного полёта новейший четырёхмоторный дальний бомбардировщик конструктора Виктора Фёдоровича Болховитинова. Молодого лётчика отговаривали от задуманного, но он был непреклонен. Несмотря на предупреждение синоптиков о том, что в августе через полюс лететь нельзя — ожидается сильный встречный ветер, который "съест" горючее, соответственно, и скорость, Леваневский был неудержим. 12 августа 1937 года он вылетел на машине с подмосковного аэродрома. Самолёт был загружен горючим, бочками с икрой и ценными мехами — подарками Сталина президенту США Франклину Рузвельту.

За Северным полюсом, когда казалось, что всё идёт по плану, неожиданно заглох один из моторов, обледеневший аэроплан потерял скорость, радиосвязь с ним была потеряна. По мнению специалистов, самолёт сорвался в беспорядочное падение и либо свалился в полынью, либо разбился о плотные слои льда. До сих пор никаких следов ни машины, ни экипажа не обнаружено.

И всё же надежда есть. Появляются всё новые и новые находки самолётов и пилотов, погибших на разных фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн. Возможно, Северный полюс откроет для потомков тайны последнего полёта экипажа Героя СССР Сигизмунда Александровича Леваневского.

«Прогресс Приморья», № 41 (355) от 22.10.2015 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно