|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Проблемы инженерно-технического образования30 октября — День инженера-механика, профессиональный праздник людей, которые занимаются конструированием и эксплуатацией технологического оборудования, на чьих знаниях и опыте базируется львиная доля прикладной науки. Это праздник технических работников промышленности — руководителей высшего и среднего звена, праздник новаторов и изобретателей, рационализаторов производственных процессов. Одной из сфер применения инженерного опыта является пищевая индустрия, в частности рыбопереработка. Актуальные вопросы развития этого сектора экономики были подняты на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, состоявшемся под председательством В.В. Путина 19 октября. В преддверии Дня инженера-механика о проблемах рыбоперерабатывающего комплекса и путях их решения внештатному корреспонденту газеты "ПП" Приморского регионального отделения СМР рассказал зам. проректора по учебной и научной работе по науке ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз", профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и права, кандидат технических наук Игорь Николаевич Ким. Нам рантье не нужен"Современное состояние перерабатывающей промышленности РФ следует охарактеризовать как предкризисное, поскольку в последние десятилетия в деятельности страны приоритетом был экспорт сырья и импорт готовой продукции", — говорит Игорь Николаевич. Именно это сказал на заседании президиума Госсовета Президент, образно выразившись, что сегодня "в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы", и подчеркнул, что "почти 70 % доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья". "Данная "ориентация" резко усилила технико-технологическое отставание промышленности от уровня ведущих стран и закономерно привела к снижению профессионализма инженерно-технического персонала перерабатывающих предприятий, — считает профессор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, ИзПК которого второй год подряд удостаивается наград от ПРО Союза машиностроителей России на ежегодной Дальневосточной книжной выставке-ярмарке "Печатный Двор". — Между тем в странах с развитой рыночной экономикой пищевая технология обладает высоким научно-инновационным потенциалом и является одной из лидирующих отраслей, ведь инновационный прогресс любого государства определяет именно уровень развития инженерной отрасли". Курс на инновации"Однако ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цена рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами", — заявил на заседании В.В. Путин. Для ликвидации сложившегося отставания стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г. предусмотрено усиление позиций нашей страны на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных продуктов путем увеличения доли высокотехнологичного сектора ВВП с 10,9 до 17-20 %, а инновационно активных предприятий — с 9,4 до 40-50 %. Эффективная реализация стратегии — один из аспектов импортозамещения. Для достижения весомых преимуществ в конкурентной борьбе стране необходимы прорывные технологические инновации, которые изменят соотношение ценностей на рынке в пользу РФ. Инновации способны принести на рынок новые технологии, на базе которых создаются целые линейки продуктов. А это, в свою очередь, — обеспечение работой крупных промышленных комплексов, а иногда и целых отраслей. А значит, в ближайшем будущем потребуется значительное увеличение численности высококвалифицированных инженерных кадров, обладающих компетенциями инновационного предпринимательства. "По своей сути инженерное предпринимательство представляет собой генерацию новых идей и изобретений и их реализацию в виде конкретных продуктов, ориентированных на удовлетворение ожидания потребителя. Для этого необходимо наличие базового инженерного образования, а также предпринимательские навыки", — рассказывает И.Н. Ким. Усталые машиныМежду тем техническая оснащенность рыбоперерабатывающей отрасли соответствует сегодня уровню начала 90-х годов XX в. Она не только существенно хуже, чем за рубежом, но и отстает от отечественных высокотехнологичных отраслей, таких как биотехнология или фармацевтика. По словам И.Н. Кима, это обусловлено слабой инвестиционной привлекательностью, недостаточным уровнем развития инфраструктуры и логистики и дефицитом квалифицированных инженерно-технических кадров. Физический износ основных производственных фондов и перерабатывающего оборудования в целом по отрасли превысил 70 %, при этом производственные мощности по консервному производству задействованы на 44,8 %, кулинарному производству — на 42,1 %, коптильному — на 23,4 %, холодильному — на 26 %, то есть уровень использования мощностей рыбоперерабатывающих производств в целом по стране составляет менее 50 %. Это привело к низкой степени использования сырых гидробионтов, ухудшению качества готовой продукции и практическому отсутствию переработки отходов основного производства. В последние годы наметился определенный подъем рыбной промышленности, и ее показатели оказались на уровне других аграрных отраслей. В частности, прирост объема производства рыбной продукции составил 7,5 %, а доля отечественных изделий из гидробионтов на потребительском рынке увеличилась на 4,6 %. На рубеже веков произошло стремительное обновление технического оснащения некоторых рыбоперерабатывающих предприятий. Это позволило усовершенствовать традиционные и внедрить принципиально новые технологические процессы и приемы переработки гидробионтов. По степени технического оснащения данные перерабатывающие комплексы стали соответствовать ведущим зарубежным аналогам и даже превосходить их в отдельных аспектах. Но в целом конкурентоспособность отечественного рыбоперерабатывающего комплекса остается еще на низком уровне. Идея как бизнес"Рассмотрение технологических решений в отрыве от детализации аспектов аппаратурного оформления, анализа возможностей технических систем в конкретных условиях и с определенными характеристиками обрабатываемых сред — это еще одна проблема, сложившаяся в отечественной технологической практике, — продолжает Игорь Николаевич. — В частности, всем хорошо известно, что технологи не знают возможностей оборудования, механики не ориентируются в химических, микробиологических, ферментативных и иных аспектах производства продукции; а производственный персонал вообще относится к категории работников, не имеющих системного, а иногда и профильного образования". Разумеется, это не способствует объективному, комплексному восприятию продукта. Кроме того, даже при наличии соответствующего опыта ведущий специалист технического профиля не может самостоятельно эффективно решать управленческие и экономические задачи. В итоге это приводит к технологическим и производственным просчетам, а также неэффективному выстраиванию маркетинговой концепции продукта. Для выхода из этой сложной ситуации предприятиям необходимо формировать команды, в состав которых должны входить инженеры, технологи и маркетологи, считает профессор. Ведь важно не только разработать оригинальный пищевой продукт, но и донести его специфические особенности до потребителя. А это уже вопрос маркетинга. Только так инновационную идею можно превратить в быстрорастущий бизнес. Основная тенденция развития пищевой индустрии — повышение уровня сложности технологических процессов. Сегодня деятельность пищевиков тесно связана с биотехнологической, микробиологической, химической и иными отраслями: технологи промышленности используют пищевые добавки, ароматизаторы, структурообразователи, упаковочные материалы. Производства оснащены различными машинами и аппаратами, в которых осуществляются сложные технологические процессы превращения исходных материалов в полуфабрикаты и конечные продукты: физические, физико-химические, микробиологические, биотехнологические и иные. Они приводят к изменениям агрегатного состояния, внутренней структуры и состава перерабатываемых компонентов. Это требует наличия соответствующего персонала, обладающего интегрированными знаниями особенностей всех данных процессов. Именно эти знания являются фундаментом для осознанной деятельности в пищевой технологии. Ускорение темпов технического переоснащения предприятий ужесточает требования к базовому образованию специалистов, уровню их профессиональных, интеллектуальных, организационных способностей и личностных качеств. Современный специалист в одном лице выступает одновременно в роли технического эксперта, исследователя и руководителя, и это, несомненно, расширяет зону его предпринимательской и профессиональной ответственности. Новый форматСледует констатировать тот факт, что в связи с изменением экономических трендов и трансформацией роли инженера и менеджера требования высокотехнологичных отраслей экономики и промышленности к выпускникам вузов вошли в противоречие с традиционными методами обучения, полагает И.Н. Ким. "Данные противоречия отчетливо видны при сравнении современных требований, изложенных в федеральных образовательных стандартах высшего образования, и практики подготовки инженерно-технических кадров, действующей во многих вузах России и базирующейся на технике и технологиях конца XX в., — объясняет Игорь Николаевич. — Компетенции выпускников в подавляющем большинстве не соответствуют ожиданиям работодателей и уровню развития техносферы на отдельных предприятиях, то есть подготовка инженерных кадров не отвечает масштабным вызовам современности. Хочется отметить еще один парадокс российской действительности: снижение престижа и качества высшего образования почему-то сопровождается ростом числа студентов". И что в итоге? У выпускников сужаются перспективы трудоустройства по профилю, и большинство из них работает в других секторах экономики — это первое. Тем более что еще совсем недавно технические профессии и систематический труд на производстве, в НИИ или конструкторских бюро были малопривлекательны. Вторая проблема — это несоответствие уровня профессионализма работающих на производстве запросам работодателя. "Можно констатировать, что нынешнее состояние российского инженерно-технического контингента промышленных предприятий не только угрожает будущему, но и существенно ограничивает сегодняшнее развитие технического потенциала страны, — подчеркивает профессор. — Необходимо кардинальное реформирование национальной технической школы. Рынок требует инженеров-новаторов, разработчиков высоких технологий и наукоемких производств. Удовлетворить этот спрос можно в основном выпускниками магистратуры, деятельность которых определяет не только функционирование наукоемких производств, но и научно-технологический и социально-экономический прогресс общества. Для изменения ситуации следует переформатировать подготовку студента с "квалифицированного" на "компетентного", поскольку только компетентностный подход обеспечит достижение нового качества образования. Основным ориентиром развития являются ключевые компетенции, которыми должны обладать выпускники инженерного вуза для успешной деятельности". Прежде всего, по словам Игоря Николаевича, выпускник должен уметь работать с информацией: владеть алгоритмами и методами поиска и обработки информации. Лучше всего для освоения этой компетенции использовать в учебном процессе программные продукты. В случае отсутствия необходимого варианта решения задачи специалист должен его изобрести путем использования нетрадиционных подходов, то есть следующей ключевой компетенцией является креативность. И, наконец, специалист должен обладать соответствующими социально-личностными качествами, необходимыми для эффективной работы в составе команды, а также в качестве лидера — а это уже готовность принять на себя ответственность за команду и реализуемый проект. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 42 (356) от 29.10.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |