Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Проблемы инженерно-технического образования

Окончание. Начало в №42

Полоса препятствий

"Однако для реализации компетентностного подхода необходимо преодоление ряда объективных барьеров, — продолжает И.Н. Ким. — Это, во-первых, вопрос преобразования компетенций в содержание образования, во-вторых, неготовность профессорско-преподавательского состава к изменениям в организации учебного процесса, а в-третьих, неполное понимание сущности уровневой подготовки промышленностью".

Однако следует заострить внимание еще на одной проблеме — слабой материальной базе высшей школы. "Особенность качественного технического образования заключается в том, что для него обязательно нужна лабораторная база, с помощью которой воплощается принцип практикоориентированности, — акцентирует внимание профессор. — Вуз должен иметь в своем составе учебно-научно-инновационные структуры, которые позволят ему интегрироваться с реальным сектором экономики для реализации региональных социально-экономических проблем, а также федеральных и отраслевых программ. Это, к слову, обеспечит и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава".

Инженеры нового поколения

"Технологические машины и оборудование" — одно из направлений подготовки инженерных кадров в вузах, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству, студенты обучаются по профилю "Машины и аппараты пищевых производств". В настоящее время процесс обучения построен так, что осваивается весь спектр технических средств пищевых предприятий, однако процессы, современные технологии и оборудование перерабатывающих производств не изучается настолько глубоко, насколько хотелось бы. А ведь именно перерабатывающие производства являются актуальными для "рыбных" регионов нашей страны. Сегодня, кроме ужесточения требований к базовому образованию специалистов, о чем говорилось выше, наиболее востребованы выпускники с высокими профильными компетенциями в определенной сфере производства. То есть в вузы идет запрос не на абстрактного технаря, а на инженера нового поколения в виде "штучного экземпляра", адресно ориентированного на конкретное производство, например, холодильщика для эксплуатации оборудования по производству охлажденной и мороженой продукции.

Поэтому по заданию Росрыболовства ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз" был разработан профиль "Технологическое оборудование и процессы рыбоперерабатывающих производств" уровня бакалавриата и магистратуры для подготовки кадров, специализирующихся на переработке гидробионтов. Для разработки профиля были привлечены не только ведущие преподаватели Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, но и профессорско-преподавательский состав других вузов ФАР РФ, а также зав. кафедрой "Технологическое оборудование и процессы отрасли" ФГБОУ ВПО "Московский ГУ пищевых производств", доктор технических наук, профессор С.А. Бредихин, автор базового учебника "Технологическое оборудование рыбоперерабатывающих производств". Учебник широко используется во всех вузах ФАР при подготовке кадров по направлению "Технологические машины и оборудование".

В настоящее время профиль уже реализуется во всех вузах Росрыболовства, поскольку полностью адаптирован к реалиям современности. Согласно разработанной образовательной программе, выпускники данного профиля должны быть готовы к научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственной, экологической и энергоресурсосберегающей деятельности. Областью их профессиональной деятельности является процессный инжиниринг.

Процессный инжиниринг

Что же это такое — процессный инжиниринг? Это интегрированный научно-инженерный и, что важно, также инженерно-управленческий инструмент. Знания организации производства, процессов и аппаратов различных производств, физических и химических явлений переноса энергии и массы, химических, биотехнологических и микробиологических превращений, а также термодинамики, физической химии и механики должны служить базой для осознанной профессиональной деятельности.

Современный технический специалист должен не только обладать научно-технической эрудицией, но и разбираться в экономических, экологических, социальных и других вопросах. Широко эрудированный специалист способен к более продуктивной и эффективной креативной деятельности по сравнению с узкопрофильным профессионалом. Использование междисциплинарного опыта и знаний позволяет специалистам видеть недостатки в эксплуатируемых технических системах, оперативно ликвидировать "узкие" места производственной деятельности, одновременно повышая качество продукции. Поэтому все этапы — исследование, разработка продукции, ее производство и составление бизнес-проектов по продуктовым платформам — должны стать понятны будущему инженеру.

Опережая время

"Безусловно, современное инженерное образование должно быть не догоняющим, а опережающим, а значит, необходимо обучать не только тому, что существует в современном производстве, а научить прогнозировать тенденции развития производства, — подчеркивает Игорь Николаевич. — Поэтому основной акцент в разработанном профиле был сделан на формирование исследовательской компетенции студентов путем обучения основным методам анализа, расчета и моделирования технологических процессов и аппаратов рыбоперерабатывающих производств. Профиль способен обеспечить уровень, достаточный для успешной карьеры в бизнесе высоких технологий".

Освоение этой образовательной программы предполагает эффективное использование выпускниками конструкторско-технологических средств и автоматизированного проектирования, создание ими систем управления качеством, проведение маркетинговых исследований, обеспечение комплексной переработки сырья, поиск оптимальных решений при создании и изготовлении продукции, умение принимать перспективные решения по широкому спектру вопросов. И все это — обязательно с учетом безопасности и экологической чистоты производства. Именно такой подход в полной мере отражает международные тенденции развития производств по переработке гидробионтов.

Третьего не дано

"Нам нужны современная прибрежная инфраструктура, перерабатывающие предприятия, эффективная логистика, и, конечно же, высокотехнологичный рыбопромысловый флот", — заявил 19 октября на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса В.В. Путин. Мало сказать, что эти условия необходимы для развития рыбного хозяйства страны, следует подчеркнуть, что здесь речь идет о продовольственной безопасности государства — по крайней мере, одной из ее составляющих.

"Сегодня рыбопереработка должна стать одной из лидирующих отраслей экономики страны, причем высокотехнологичной и наукоемкой отраслью, — говорит И.Н. Ким. — Только применение инноваций позволяет эффективно функционировать предприятию в условиях высокой конкуренции. Только грамотная организация производства служит основой успеха компании на рынке и гарантом адекватных решений ее руководства. И необходимо четко понимать, что иной альтернативы и тем более особого пути у России быть не может".

«Прогресс Приморья», № 43 (357) от 05.11.2015 г.

Оксана Рождественская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно