|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Служил на Тихоокеанском флотеВот уж действительно, иногда бывают встречи неожиданные, но очень приятные. Юрий Иванович Пугачёв, действующий председатель коллегии судей Федерации велоспорта Приморского края, был моим тренером, когда в студенческие годы мы с сестрой занимались велоспортом в Дальневосточном государственном университете. С этим периодом жизни связаны лучшие воспоминания, но только тренера своего я потеряла из виду и никак не ожидала встретить его в Первореченском Совете ветеранов, куда забежала, чтобы передать свежие номера газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "Прогресс Приморья". К моему удивлению, гость, которому меня представил председатель Совета ветеранов первореченцев Иван Фёдорович Панасюк, и оказался моим замечательным тренером. А для Ивана Фёдоровича Юрий Иванович — товарищ, с которым они вместе служили в армии на острове Елены во второй половине пятидесятых. И тоже жизнь развела этих людей надолго, хотя живут они друг от друга буквально через одну остановку. Естественно, что в ходе нашей с ними встречи разговор зашёл о службе, о том, какими были для них годы армейской службы, которые в памяти многих остаются как довольно суровые испытания. Когда Юрий Пугачёв призвался на службу в армию, то ему, детдомовцу, привыкшему к строгому обращению, служба показалась довольно лёгкой. Некоторые специально симулировали разные недомогания, чтобы отдохнуть и попасть в изолятор, у Юрия же не было таких проблем. Главной сложностью для него, прибывшего из других мест, была наша приморская ветреная погода. Но служба на острове, как вспоминают её ветераны, была на самом деле не из лёгких. И служили тогда 4 долгих года. Был и отдых, он включал в себя и уборку помещений, и приведение себя в порядок, на сон оставалось не более 4 часов. Остров Елены называли тогда островом Страданий: вокруг вода, а на островке в полтора километра — 400 человек, которые в увольнение ходили всего 4 раза за 4 года. Зато каждый вечер матросы совершенно бесплатно смотрели два фильма: "Огни большого города" и "Остров страданий". У матросов было специальное место, которое называлось Скала любви, где им демонстрировали первый фильм. Они подолгу сидели и наблюдали за мысом Эгершельда, расположенным как раз напротив Елены. Ну а во втором фильме — "Остров страданий" — они сами были главными действующими лицами. "Мы служили "слухачами". Наш приёмный центр давал около 70 % данных по всему Тихоокеанскому региону, весь 7-й американский флот, от буксира до авианосца, был для нас как на ладони. Мы отслеживали все корабли в любой точке, где кто находится, и каждый час обновляли эту информацию, следя за тем, куда флот передвигается". Американские подводные лодки могли, к примеру, уйти в море, и где они находились неделю-две — никто не знал. Лодки не выходили на связь, и только по возвращении на базу они открытым текстом передавали сообщения, чтобы на берегу готовили им приём. Задача таких специалистов, как Юрий Иванович и Иван Фёдорович, заключалась в том, чтобы отслеживать лодки, когда они прячутся в Тихом океане. Юрий Иванович рассказывает, как одну из таких лодок он однажды нашёл... прямо в заливе Петра Великого. Об уровне мастерства молодого моряка можно судить, если представить условия, в которых он это сделал — это два приёмника и тысячи частот. Крутишь ручку приёмника и слушаешь, пытаясь уловить те из 7 частот, на которых может работать эта лодка. Сигнал же во время её всплытия длится не больше нескольких секунд, и надо успеть его засечь. Задача кажется абсолютно нереальной, напоминает поиски иголки в стоге сена. "А я её нашел, — рассказывает Юрий Иванович. — Прибегают из приёмного центра сразу два офицера: "Где?" Они её зафиксировали здесь, в заливе, в 12 километрах от Владивостока, через некоторое время она уже на другой волне сигнал даёт — мы опять зафиксировали. Подняли весь флот, но Москва не дала разрешения её бомбить". Времена Холодной войны и невидимых фронтов требовали особой взвешенности в принятии любого решения. Два наших сторожевых корабля накрыли лодку, и она, обнаружив, что раскрыта, стала уходить в нейтральные воды. В нейтральных водах субмарина всплыла, и с неё даже помахали нашим морякам; на этом всё и закончилось. Возможно, наше командование было раздосадовано таким происшествием и тем, что лодку отпустили, но награды или благодарности на этот раз Юрий Пугачёв удостоен не был. Зато удостоился поощрения, когда прекрасно справился с другим — учебным — заданием. Приёмный центр радиотелеграфистов периодически тщательно проверяли на его боеготовность. Во время учений на Тихоокеанском флоте в бухте находился крейсер "Пожарский". "Мы заступаем на вахту, и нам объявляют, что где-то будет работать наш советский объект и его надо засечь, — вспоминает Ю. Пугачёв. — Сижу, слушаю, а он только начал работать, сразу по ушам ударило. Я текст принимаю и нажимаю на кнопку: запеленговал". В конце смены Юрию Ивановичу объявили благодарность и пообещали дать 10 суток к отпуску. А на другой день это распоряжение отменили: командование засомневалось, что он так быстро, с первого раза, смог зафиксировать координаты корабля. Задание повторили — результат повторился с такой же скоростью: ведь корабль был не где-то в Тихом океане, а у родных берегов, и матросу такой квалификации найти его не составляло никакой сложности. 10 суток к отпуску он всё-таки получил. Но больше всего и до сей поры гордится пойманной им американской подводной лодкой. Из боевого листка за подписью политотдела органов управления ТОФ: "Комсомолец Юрий Пугачёв образцово выполняет требования военной присяги и уставов. Старший матрос Пугачёв Юрий Иванович на Тихоокеанском флоте служит с декабря 1956 года. С первых дней пребывания в подразделении показал себя дисциплинированным матросом, добросовестно выполняющим требования военной присяги и воинских уставов. На занятиях он внимательно слушал командиров, перенимал опыт старших товарищей, тренировался у техники, самостоятельно изучал техническую литературу. Любовь к военно-морской службе, упорный труд и комсомольская настойчивость помогли старшему матросу Пугачёву Юрию Ивановичу в короткий срок изучить технику и овладеть специальностью радиотелеграфиста, а через два месяца стать на самостоятельную вахту. Сегодня, несмотря на свои годы, Юрий Иванович выглядит довольно бодро и производит впечатление человека, ещё полного сил и решимости, больших жизненных планов. И действительно: компания, где он сегодня работает, становится одним из первых резидентов ТОР, для которых всё ещё впереди; приглашают Юрия Пугачёва в качестве судьи высшей категории на соревнования по велоспорту и маунтинбайку, особенно когда требуется высокая судейская квалификация, чтобы можно было присвоить спортсменам звания мастеров спорта. Федерация велоспорта в Приморском крае когда-то была очень сильной, её знали во всем Советском Союзе, но сейчас судьи постепенно уходят из жизни, и на сегодняшний день их осталось всего четверо. Юрий Иванович признается: когда он видит на старте человек сто на велосипедах, он и сам заряжается энергией и всегда хочет обратиться к молодёжи с призывом: "Забудьте про пиво, садитесь на велосипеды!" Велоспорт — это циклический вид спорта, такой же, как лыжи и коньки. Он относится к народным, массовым видам, которые способны оздоровить сразу большое количество людей: надо только не лениться и крутить педали. В Японии и Китае велосипед и сегодня в особом почёте. В прежние советские времена, когда спорт не был так коммерциализирован и занятия в секциях проводились бесплатно, а спортсмены получали бесплатную форму и велосипед, было проще. Сейчас, сетует Юрий Иванович, родители подчас не могут позволить себе приобрести для ребёнка даже самый дешёвый (в пределах 15-20 тысяч рублей) велосипед. Это одна из причин, почему сегодня нет массовости в этом виде спорта. Другая кроется в очень интенсивном движении автотранспорта на трассе, которое создаёт не только неудобства для гонщиков, но и требует получения большого количества разрешений на выезд. Нет таких, как были раньше, соревнований и по конькобежному спорту. Юрий Иванович вспоминает, какие хорошие катки были в прежние времена и как ездили на первенства края по этому виду спорта и по лыжам в город авиастроителей Арсеньев, где сегодня успешно выполняют гособоронзаказ союзмашевцы "Прогресса". При этом велогонщики зимой становились на коньки, а конькобежцы летом садились на велосипеды. Начинал заниматься секцией велоспорта Юрий Пугачёв на стадионе "Авангард", когда после демобилизации он пошел работать на "Дальзавод". Сохранились фотографии, на которых Ю. Пугачёв, сам ещё совсем молодой, снят со своими заводскими ребятами. Он тогда не только тренировал, но и выступал на соревнованиях. 10 лет Юрий Иванович работал на этом предприятии, был старостой общежития и комсоргом цеха № 11 котельщиков-корпусников. В комсомольско-молодёжном цехе в подчинении у бывшего матроса, который заводскую карьеру начинал с нуля — с учеников, трудились около 200 человек. Юрий Иванович вспоминает с особым уважением и благодарностью своего начальника цеха на "Дальзаводе" — строгого, но справедливого Виктора Орестовича Бородина. С комсорга у того был особый спрос за каждого комсомольца, нарушившего дисциплину. Школа "Дальзавода" научила его многому, в том числе ответственности руководителя, которая пригодилась в его интересной, насыщенной событиями и спортом жизни. «Прогресс Приморья», № 46 (360) от 26.11.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |