Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
26 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Тайны Елисейского дворца

Окончание. Начало в № 38

Жан-Жак Руссо (1712-1778) был сыном швейцарского ремесленника-часовщика. Он родился в Женеве и был свидетелем постоянной борьбы между богатой знатью города Женевы с одной стороны и ремесленниками и крестьянами — с другой.

"Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях", — писал Руссо. Руссо, как уравнители в английской революции или как Джефферсон в американской, считал, что власть должна принадлежать народу, что народ имеет право сам устанавливать управление страной. Руссо требовал, чтобы каждый трудился. "Всякий праздный гражданин является вором", — писал он. "Для улучшения общественного состояния, — считал Руссо, — надо, чтобы у каждого было достаточно и ни у кого не было чересчур много". Руссо полагал, что можно сохранить частную собственность и в то же время её ограничить, сделать только мелкой. Он отразил настроение широких народных масс — ремесленников, крестьян. При этом Руссо не учитывал, что подавляющее большинство мелких собственников разорится, что из их же среды вырастут крупные собственники, предприниматели-капиталисты. Требуя, чтобы была допущена только мелкая собственность, Руссо тем самым призывал к революционному уничтожению собственности феодалов. Призывая к уничтожению феодального землевладения и отстаивая частную собственность, Руссо на деле боролся за утверждения буржуазного строя.

Мелье (1664-1729). В конце XVII-начале XVIII вв. во Франции жил бедный деревенский священник Жан Мелье. Сын ткача, он горячо сочувствовал крестьянам, которых притесняли сеньоры. После смерти Мелье осталось его "Завещание". Если Руссо стоял за мелкую собственность, то Мелье предлагал отменить частную собственность и на коммунистических началах передать землю в общее пользование. Обращаясь к народу, Мелье писал: "Вы содержите не только ваших королей и ваших принцев, вы содержите к тому же еще и все дворянство… всех тунеядцев и бесполезных людей, какие только существуют на земле". Мелье стоял за революцию с целью уничтожения собственности эксплуататоров, он выражал чаяния бедноты деревни, задавленных нуждой крестьян и батраков.

Дидро. В 1751 г. во Франции вышли первые тома знаменитой "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Во главе этого издания стоял философ Дени Дидро. В "Энциклопедии" участвовали Вольтер, Руссо, многие другие выдающие писатели. Появление "Энциклопедии" было большим событием. В ней были даны подробнейшие описания различных производств во Франции — мануфактур, сельского хозяйства, притом описывались образцы лучшего производства.

Но "Энциклопедия" имела и другое, гораздо большее значение. В ней помещались большие статьи, целые научные исследования. Энциклопедисты привели в систему всю сумму знаний, накопившихся к середине XVIII века.

Главное же, что вся "Энциклопедия" носила боевой, политический характер. Дидро объявил непримиримую борьбу католической религии, подверг беспощадной критике учреждения феодально-абсолютного строя. Он считал, что разум должен быть основой деятельности людей.

Выступая против феодальной эксплуатации и неограниченной власти короля, ученые и писатели по-разному представляли себе цели борьбы. Но различных во взглядах всех просветителей объединяло убеждение в силе разума, который они противопоставили религии.

Пожалуй, можно признать, что, несмотря на разные взгляды на существующую действительность того времени французских просветителей, они не жили по принципу "моя хата с краю", а каждый, по мере своих сил и знаний, старались внести свой вклад в общественный прогресс. Их голос звучал уверенно и громко, и люди разных сословий прислушивались к этому мнению, пусть даже иногда и спорному. Увы, сегодня мы не слышим не только голоса французских просветителей, мы не слышим никого, кто обладает талантом владения словом. Такое впечатление, что настоящих писателей-просветителей на нашей бренной земле днём с огнём не сыскать. Если они и есть, то, похоже, наблюдают со стороны за происходящими событиями, о которых журналисты разных стран, а российские тем более, рассказывают подробно и оперативно. Однако "скорострельность" не всегда означает глубину. Впрочем, журналист и не обязан быть в чистом виде аналитиком, его задача сообщить новость, информировать слушателя, читателя, зрителя о важном событии, а дальше, как было раньше, в бой вступала "тяжёлая" артиллерия — писатели.

Наша страна всегда славилась мастерами слова. И обидно становится, когда после ухода из жизни таких личностей, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин и других авторов послевоенного поколения, свято место оказалось пустым. Они выступали против поворота рек, вырубки лесов, за сохранение фауны и флоры, в защиту природы от браконьеров. Заметим, что к их мнению прислушивались, и если не всё удавалось осуществить, то многое — точно. Но это не только наша проблема. Как показывает время, ни в США, ни в Европе, похоже, нет замены Маркесу, Хемингуэю, Хейли и другим мастерам слова, поднимавшим многие проблемы того общества, в котором каждый из них жил и творил. И это тогда, когда в мире существовали две противоборствующие системы — капитализм и социализм, каждая со своей правдой. Есть уверенность в том, что ни один ныне действующий политик, журналист, историк ни в одной стране мира не назовёт с ходу, когда за последние десять лет писатели с мировыми имена собирались на свой съезд или конгресс. Возможно, таковой и был, но кто об этом знает? Думается, после развала СССР, когда борьба с "измами" сошла на нет и появился новый, более коварный враг — мировой терроризм, пришедший к порогу каждого государства, который без стука вошёл в нашей общий дом, стал бить исподтишка, взрывать, брать в заложники, убивать мирное население, сеять панику, ломать и крушить, все общественные институты обязаны включиться в движение против террора. Далеко за примерами ходить не надо, вспомним Вторую мировую войну, когда после захвата большей части Европы гитлеровские полчища, нарушив мирный пакт, напали на СССР и устроили физическое истребление славян, евреев, коммунистов и им сочувствующих. Концентрационные лагеря были забиты заключёнными, "фабрики смерти" не прекращали свою чёрную работу ни на минуту. Мировое сообщество созрело лишь к концу войны, когда наша армия освобождала страну Советов от нашествия непрошеных гостей. И здесь большую роль сыграли писатели, в большей мере советские, которые работали на передовой. Поистине всенародно любимые Михаил Шолохов, Константин Симонов и многие другие стали журналистами разных военных газет, выступали с такими пламенными статьями, которые не оставляли никого равнодушными. Они жгли словом. Мнение их поддерживали все: фашизм заслуживает только ликвидации. Сегодня похожая ситуация. После 11 сентября, когда были взорваны американские небоскрёбы, просвещенные люди поняли, что пришла новая угроза цивилизации, которая не остановится ни перед чем. Новые "бомбисты" изыскивают всё новые и новые изощрённые способы, чтобы взорвать мирную жизнь. Они боятся идти на прямое столкновение, не принимают открыто вызовов, но бьют внезапно и по самым больным местам. В данной ситуации опыт прошлых поколений мог бы пригодиться, и тогда, вполне возможно, всем миром эту гидру здравомыслящее человечество смогло бы не только одолеть, но и осудить и "закопать" в такой могильник, откуда возврата нет и быть не может. Хочется верить, что мировая общественность наконец-то осознает, что не российский медведь разрывает своими когтистыми лапами границы соседних государств, а чрезмерная толерантность и какая-то неконтролируемая демократия тех стран, которые считают себя ведущими державами, идущими вслед за США.

Может оказаться, что это вовсе не так. Как говорится, время расставит всё по своим местам. Только нужно помнить, что под лежачий камень вода не течёт.

«Прогресс Приморья», № 46 (360) от 26.11.2015 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно