Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
10 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Крах Османской империи

Попытки Турции вступит в Евросоюз вот уже несколько десятилетий разбиваются о разного рода барьеры, которые власть предержащие этой исламской страны создают собственными руками.

Например, испортив отношения с Россией после известных событий с нашим бомбардировщиком Су-24, турки сами себе выкопали яму. Во-первых, они лишились всяческих отношений с терпеливым и полезным соседом, за счёт которого, без преувеличения, жили, во-вторых, заставили насторожиться мировую общественность, напуганную совершенно нелогичными действиями Анкары. Чего ждать от непредсказуемых турецких политиков, никто не знает. А вдруг на территории Сирии произойдёт новая атака, например, против какого-либо государства, которое числится в друзьях бывшей Османской империи? Не исключено, что это может быть и какой-нибудь "друг" по НАТО. Известно, что в сирийском небе так много воздухоплавательных аппаратов, что, запутавшись,  кто-то из их "друзей" нечаянно на минуту-две залетит на территорию Турции. И, вероятно, будет сбит. А потом парашютиста расстреляют бандиты. Это предположения, но почва под ними, увы, реальная. И пример России — яркое тому подтверждение. Есть, к счастью, и обратные примеры. По этому поводу впору вспомнить тревожные события Холодной войны прошлого века, когда ВВС США беззастенчиво нарушали воздушное пространство нашей страны. Вторжение зашкалило, вот и пришлось сбить американца Пауэрса. Ему позволили спуститься на парашюте, беспрепятственно приземлиться, хотя могли решить всё проще — расстрелять в воздухе. Но это, как понимают все нормальные люди, неправильно, что и доказало время. События развивались вполне разумно: произошёл равноценный обмен шпиона Абеля на пилота Пауэрса.

Приём Турции в Евросоюз чреват нехорошими последствиями. Уже весь мир знает о разрешении этой страной бесконтрольных перевозок через границу ворованной  нефти, о продаже боевикам оружия, о грузовиками переправляемых без проверки документов беженцах через собственную территорию и так далее. И после этого Турция унизительно проситься в "дружную" семью Евросоюза, но не просто как член организации, а как игрок с амбициями, мол, дайте нам три миллиарда, и мы перевернем горы. Где-то подобное уже было. Да, это было и есть, увы, на Украине, которой тоже хочется в Евросоюз. И, похоже, Турции, где схема "ты мне миллиарды, а я тебе много обещаний", тоже грозит подобный путь. Но если Украина просто-напросто выпрашивает деньги, то бывшая Османская империя готова расширить свои границы, присоединив к своей территории нефтяные земли, контролируемые так называемым государством ИГИЛ. Если это не так, то почему турки активно помогают боевикам не только военными учебными центрами, вооружением, продовольствием, но и поддерживают некоторые страны в их неуёмном желании свергнуть законное правительство Башара Асада? Ясно как день, что с игиловцами, среди которых немало наёмников из других государств, проще договориться. А не получится, натравим войска НАТО и уничтожим сопротивление. Потом посадим "пластилинового" президента и сделаем некогда самостоятельную страну с богатейшей историей и традициями своим сырьевыми придатком, но в составе Турции. Но амбиции одно, а исторические реалии — совершенно другое. Историю взаимоотношений с соседями на троечку знать нельзя, иначе можно потерять даже то, что имеешь. Тут хороша русская поговорка: "Что имеем — не храним, потерявши — плачем". И этому есть исторические примеры. Вот некоторые.

Синопское морское сражение

1 декабря россияне отметили 162-летие со дня победы русской эскадры под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

Синопское сражение вошло в историю как последняя крупная битва парусных флотов времен Крымской войны 1853-1856 годов. В начале ноября 1853 года вице-адмирал Павел Нахимов, командовавший русским флотом, узнал, что турецкая эскадра во главе с Османом-паши, направившись к берегам Кавказа, вышла из Босфора и укрылась от шторма в Синопской бухте. В распоряжении Нахимова было 8 кораблей и 720 орудий, у Осман-паши — 16 кораблей с 510 орудиями под защитой береговых батарей. Нахимов решил заблокировать неприятеля в бухте, а с прибытием подкрепления из Севастополя уничтожить его.

30 ноября 1853 года наконец подошло подкрепление. Теперь эскадра Нахимова состояла из шести линейных кораблей и двух фрегатов. Подойдя на расстояние 300-350 метров от турецких кораблей и бросив якоря, они открыли сокрушительный огонь по противнику. Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом.

Сражение длилось четыре с половиной часа. В его ходе были уничтожены практически все турецкие корабли и береговые батареи. Только одному пароходу, которым командовал английский офицер Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля, потери в личном составе составили 38 убитых и 235 раненых, тогда как турки потеряли свыше 3200 человек, а командующий турецкой эскадрой адмирал Осман-паша был взят в плен. За победу при Синопе император Николай I наградил Павла Нахимова орденом Святого Георгия 2-й степени, написав в именном рескрипте: "Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории".

Капитан Яхья-бей, пользуясь преимуществом в скорости хода "Таифа", сумел уйти от преследующих его русских кораблей (фрегаты "Кагул" и "Кулевчи", затем пароходо-фрегатов отряда Корнилова) и сообщить в Стамбул о полном истреблении турецкой эскадры. Капитан Яхья-бей, ожидавший награду за спасение корабля, был уволен со службы с лишением чина за "недостойное поведение". Султан Абдул-Меджид был очень недоволен бегством "Таифа", сказав: "Я бы предпочел, чтобы он не спасся бегством, а погиб в бою, как и остальные". По данным французского официоза "Le Moniteur", корреспондент которого побывал на "Таифе" сразу после его возвращения в Стамбул, на пароходо-фрегате было 11 убитых и 17 раненых.

В Синопском бою, прославившем русских моряков, было уничтожено 13 кораблей (вся турецкая эскадра состояла из 14 кораблей); из 4500 человек экипажа более 3000 было убито и ранено. Много турок попало в плен, в том числе начальник турецкой эскадры вице-адмирал Осман-паша и два командира фрегатов.

Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, однако некоторые корабли имели довольно значительные повреждения. Так, флагманский корабль Нахимова "Императрица Мария" имел 60 пробоин и 11 других повреждений. Корабль "Три святителя" получил 48 пробоин и 17 других повреждений. Корабль "Константин" имел 30 пробоин. Всего корабли русской эскадры имели 201 пробоину и 77 других повреждений. Потери в личном составе были, по сравнению с турками, незначительные — 38 человек убитыми и 235 ранеными.

В современной России победа русского флота у мыса Синоп празднуется как День воинской славы России.

Однако история ничему не научила последователей Осман-паши. Османская империя продолжала вынашивать коварные планы по расширению своих границ. И вот что из этого получилось полвека спустя.

Балканский передел

Накануне Первой мировой войны многие ведущие страны Европы на своих географических картах "перекраивали" Старый Свет под себя. Не осталась в стороне и некогда могущественная Османская империя. Задумка о расширении турецких границ появилась у амбициозных султанов в конце ХIХ века. И неважно, что европейцы много раз ставили на место турецкие войска, особо часто это приходилось делать России. И вот что интересно: Турция без всякого расширения границ обладала колоссальной территорий, но экономически и политически была совершенно немощной. Россия всегда считалась соперницей Османской империи  на Балканах и в Причерноморье, но не торопилась кончать с господством турок на территориях, населённых славянами и греками. Впрочем, государства — соседи царской России всячески сдерживали Балканский кризис, понимая, что в любом случае придётся Турцию делить, а это неизбежно приведёт к межевропейской междоусобице, результат которой был бы непредсказуемым. И в этом вопросе европейцы дали маху, прозевали скопление войск на Балканах. В 1911 году после ряда амбициозных заявлений Турции вспыхнула Итало-турецкая война. Несмотря на то что Италия не считалась сильным государством, ей удалось одолеть вовсе слабую Турцию. Воспользовавшись ситуацией, после консультаций с российским царём, Болгария и Сербия тоже решили воевать с турками. Османская империя с  огромным трудом отбивала атаки итальянцев в Северной Африке. Весной 1912 года Болгария и Сербия заключили соглашение о дружбе, подкрепив его договором о военном сотрудничестве. Россия была избрана страной-арбитром, успешно разрешающей все спорные вопросы. Вслед за болгарами и сербами договор заключили между собой Греция и Черногория, затем в эту коалицию вступила и Румыния. Балканский союз был создан, что не в малой степени обеспокоило соседей — Австро-Венгрию и Францию. Впрочем, австрийцы давно ждали удобного случая, когда Турция ослабнет до такой степени, что овладение частью её территорий станет делом времени. Французы опасались на Балканах российского влияния. Париж провёл переговоры с итальянцами, убеждая их заключить мирный договор с Турцией. Австрийцев Балканский союз насторожил тем, что он грозил вооружённым кнфликтом. Однако чёрная тень большой войны уже висела над Европой, начала которой крупные державы ждали и готовились к ней.

«Прогресс Приморья», № 48 (362) от 10.12.2015 г.

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно