|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Тайна самолёта «Савойя С.55»Дальневосточники предлагают поставить памятник итальянскому самолету "Савойя С.55". "Савойя С.55" — первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальневосточного края в XX веке. Именно на нем из Хабаровска в село Пермское прилетела госкомиссия, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен? Находку в российской тайге итальянского гидросамолета "Savoia-Marchetti S.55X" ("Савойя С.55X") уже сравнили с мамонтенком Димой — первым и когда-то единственным в мире полностью сохранившимся ископаемым животным из четвертичного периода. Если мамонта нашли на Колыме, то самолет из прошлого, родом из начала XX века, — чуть южнее — в Хабаровском крае, в распадке Чертова хребта, в 67 км от поселка Лазарева Николаевского района, на берегу Татарского пролива. К итальянской летающей лодке, а точнее — летающему катамарану, который разбился в тайге 26 июня 1935 года, за это время было совершено девять экспедиций. И с каждым походом их участники видели, как почти целый (!) самолет, сохранившийся при падении, так как летел он на бреющем полете и задел макушку вековой лиственницы на малой скорости, превращался в груду металла, перкали и фанеры. За восемьдесят лет самолет почти весь растащили. Удалось спасти лишь итальянское "сердце" самолета — две силовые установки "Isotta-Fraschini Asso 750" ("Изотта-Фраскини Ассо"), каждая по полтонны весом. Это сделал местный житель Иван Шило с сыновьями. Они провели целую операцию по эвакуации с горы из глухой тайги этих двигателей. Иван Шило сохранил их и сейчас хранит на огороде в одном из частных домов в авиационном центре Дальнего Востока России — Комсомольске-на-Амуре. Именно в этом городе, где стоит и работает Комсомольский авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ), филиал холдинга компании "Сухой", Иван Шило обратился к авиационным специалистам с целью узнать, что это за двигатели и с какого они самолета. Посмотрев двигатели и увидев итальянский "язык" на кожухе, Ивана Шило отправили к итальянским производителям авиационной техники, которые трудились на Комсомольском авиазаводе. Представителем в России был Карло Бассани — в то время вице-президент АО "Гражданские самолеты Сухого" ("ГСС"), акционерами которой являются ПАО "Компания "Сухой" и стратегический партнер "World’s Wing SA" (дочерняя компания итальянской "Alenia Aermacchi", группа Finmeccanica). Карло Бассани регулярно посещал Комсомольский авиазавод и заинтересовался находкой. Он спросил у Ивана Шило номер двигателя, сказав, что по нему в Италии расскажут все про самолет и подтвердят его подлинность. Оказывается, все эти годы никакого официального подтверждения о найденном самолете в тайге не было. Были лишь свидетели, который еще помнили, что СССР закупал в Италии самолеты и они работали на пассажирских линиях в 30-х годах XX века на Дальнем Востоке России. Номер двигателя 10531 (I-V AAB) передали в "Association of Seniores SIAI employed people" ("Общество гидросамолетов Верхней Италии") — то самое, которое строило гидросамолеты в Италии начиная с 20-х годов. И выяснилось, что это действительно "Савойя С.55Х" 1933 года постройки — самый первый самолет, купленный СССР за золото! На этом самолете, пилотируемом советскими летчиками — командиром самолета А.С. Демченко (за этот сверхдальний "ответственный перелет" он был награжден орденом Красной Звезды), вторым пилотом Конкиным, штурманом Петровым и бортмехаником Эренпрейсом, 8 июля 1933 года был совершен сверхдальний перелет из Сесто-Календе (Италия) во Владивосток через Стамбул (Турция), Одессу, с остановкой на технические испытания в Севастополе (проверяли устойчивость машины в турбулентных потоках). И далее, в конце сентября 1933 года, самолет прилетел в оперативно-войсковой отдел на Камчатку — это ровно 22 тыс. км! Самолет этот вообще был военный — дальний морской бомбардировщик или торпедоносец — и мог брать на борт настоящую торпеду. Но вооружения на "Савойе С.55" самой современной тогда модификации "X" не предусматривалось, хотя в то время об этом знали лишь разработчики. Именно этот самолет при пересечении госграницы в Одессе в 1933 году не зная, что он уже советский, обстреляли зенитчики Украинского военного округа, но промахнулись. В 1935 году самолет получив бортовой номер "СССР Л 840", его перегнали в гидропорт — аэростанцию Хабаровска, и он стал работать на пассажирской авиалинии Хабаровск — Александровск-Сахалинский (тогдашняя столица Сахалина, половина которого была занята японцами). Принадлежал он Дальневосточному территориальному управлению Гражданского воздушного флота, ГВФ, или Гражданвоздухофлота (полное название "Аэрофлота" в то время). Летал на нем легендарный полярный летчик СССР, участник спасения челюскинцев на Чукотке в 1934 году Александр Павлович Светогоров. Именно его отправили в непогоду 26 июня 1935 года из Александровска-Сахалинского в Хабаровск с 9 пассажирами на борту. Самолет попал в туман, сбился с курса и залетел в горы, и, как предполагают специалисты, ему не хватило каких-то 30 метров высоты, чтобы пролететь над макушками вековых лиственниц в распадке. Машина упала, все 12 человек — 9 пассажиров и 3 члена экипажа — погибли. Дело засекретили, ведь, оказывается, с Сахалина на борту везли большую сумму денег (до 1 млн. рублей), и первыми (после охотников) туда пришли спецслужбы НКВД. Начальника аэропорта расстреляли, на месте катастрофы больше полувека было запрещено что-либо трогать. Уже позже самолет стали разбирать по частям, а останки пассажиров и экипажа обходили стороной, они до сих пор так и не захоронены... Между тем вице-президент АО "Гражданские самолеты Сухого" Карло Бассани заявил, что двигатели с итальянского самолета "Савойя С.55" уникальны. Они не сохранились ни в одном музее мира, даже в авиационным музее "Воландия" (Volandia Aviation Museum) в Милане — только макет. К. Бассани объявил эту находку в Хабаровском крае России сенсационной. Причем, как уверяет Иван Шило, тот самый, который спас и вывез двигатели, так же считают и авиаторы — установки в полном порядке, а одну можно хоть сейчас заводить. Выяснилось, что СССР в 1933 году в Италии купил 6 летающих лодок "Савойя S.55X" (всего в Италии их построено 243), пять из них — для Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота (одна разбилась при перелете, командир Б.Л. Бухгольц погиб), а головная — с полным зимним капотированием двигателей — для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП). В авиационном музее "Воландия" сообщили, что один самолет "Савойя С.55" в 1933 году стоил 477 тыс. лир, что по тогдашнему курсу равнялось 1 млн. рублей золотом, а по нынешнему курсу это примерно 1 млрд. лир, или 530 тыс. евро, или 37,3 млн. рублей. Авиационный инженер Франко Бугада из Италии, сотрудничающий с авиационным музеем "Воландия", собирает информацию об итальянских самолетах "Савойя С.55" по всему миру. Он недавно прислал письмо в Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока г. Хабаровска. Франко Бугада ссылается на своих коллег — представителя Общества гидросамолетов Верхней Италии "SIAI" Филиппа Майни и председателя технического комитета музея "Воландия" Клаудио Товаглейри, которые знакомы с историей, произошедшей с итальянским пассажирским самолетом в Хабаровском крае. В Италии следят и за судьбой расследования причин катастрофы самолета "Савойя С.55", ведь Общественный Совет добился, чтобы по этому факту началось следствие (его ведет Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России). Франко Бугада заявил о готовности купить спасенные двигатели. Местное хабаровское правительство заявило, что эти уникальные итальянские агрегаты "Isotta-Fraschini Asso" 82-летней давности "не несут экспозиционной привлекательности и информативности, что делает невозможным их использование в музейных экспозициях и выставках, а также нецелесообразным хранение в фондах Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова". Появилось предложение: если и отдать итальянским авиаторам двигатели — то один, а второй оставить в России для потомков. А еще — увековечить "Савойю С.55", первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальнего Востока, поставить ему памятник. Ведь тогда на востоке страны не было ни одного сухопутного аэродрома. Из героической хроники итальянского самолета известно, что именно на нем командир 13-го гидроотряда ГВФ Илья Мазурук доставил из Хабаровска в село Пермское госкомиссию, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. В свете высказывания Президента России Владимира Путина, что "еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать Комсомольск-на-Амуре", где, как не в этом городе, должен стоять памятник "Савойе С.55". Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен? «Прогресс Приморья», № 48 (362) от 10.12.2015 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |