Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От рассвета до заката…

Османская империя, о развале которой редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "Прогресс Приморья" рассказывала в конце прошлого года, существовала почти шесть веков. Воинственное государство выросло из маленького племени и за счёт захватнической политики распространило своё влияние на большей части Европейского континента. За время существования империи в этом государстве сменилось 36 беев и султанов из династии Османов. Некоторым удалось стать достойными государственными деятелями, другие продемонстрировали свою полную политическую несостоятельность.

Современная Турция, географически расположенная в Малой Азии, была когда-то осколком необъятной Османской империи. В Стамбуле, столице государства,  развивались все основные события. На рубеже ХIII-ХIV веков крохотная страна совершила рывок и, расширив свои владения, просуществовала 624 года. Прошла все-то тысяча лет, что для Вселенной немного, с тех пор как Сельджук-бей из племени кынык огузской ветви тюркских племён, перешедших в ислам, основал государство Сельджукидов и стал защитником исламских халифов. Нацеленные на войну сельджуки вторглись в Персию. Обитатели византийского дворца задолго до появления неприятеля услышали звук копыт турецкой конницы и направили крупную армию для защиты восточной части границы, но, несмотря на жестокое сражение, 26 августа 1071 года византийские войска во главе с императором Романом IV Диогеном в битве  при Маназкерте (Малазгирте) потерпели поражение. Победа открыла сельджукам путь на Анатолию. С захватом Никеи, города, имевшего большое политическое и религиозное значение  для византийцев, турки значительно расширили свои территории. Султан сельджуков назначил Сулеймана, сына Куталмыша, правителем Анатолии в благодарность за блестящие военные успехи. Так в Анатолии появилось Сульджукское государство со столицей в Конье. Заметим, что Анатолия жила тихо и мирно, но с приходом сельджуков всё резко поменялось. Здесь развернулось строительство школ, мечетей, больниц в городах Сивас, Эрзерум, Конья, здания украшались специфическим орнаментом. Теперь столица Конья была соединена сетью дорог и караван-сараев. Эти постоялые дворы, которые в простонародье называли домами для караванов, просуществовали до начала ХХ века. Они строились  в городах и на торговых путях  Ближнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Караван-сараи известны с древности и получили широкое распространение в средние века в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Обязательными были внутренние дворы, окружённые одно— и двухэтажными помещениями, гостиницами вверху и складами и стойлами внизу. Караван-сараи укреплялись стенами и служили защитой от нападения неприятеля.

Однако существовала угроза с монгольской стороны. Опасаясь собственного уничтожения степняками в Центральной Азии, огузское племя кайы вынужденно покинуло родину. Караван кайы вначале добрался до Восточной Анатолии, находясь некоторое время в Ахлате, где произошло разделение. Около 400 шатров отправились далее на Запад и остановились в Анкаре, оставшись жить в Караджадаге. Другая часть племени вернулась обратно на родину, рискуя быть завоёванными монголами.

В то время государством Сельджукидов в Анатолии правил Аллаеддин Кейкубад. Отправляясь на очередную захватническую войну в Западную Анатолию, он призвал под свои знамёна вновь прибывших. Воины племени кайы, возглавляемые Эртогрулом, стали надёжной боевой единицей сельджукской армии. И дрались беженцы хорошо, они завоевали Сегют и окрестности. За заслуги в сражениях сельджукский султан даровал Эртогрул-бею область Сегют на зимнее и плато Доманич – на летнее время.

Так племя кайы обрело в Анатолии родину. Пока оно обустраивалось в Сегюте,  скончался Аллаеддин Кейкубад, и это тогда, когда монгольская  угроза на востоке значительно усиливалась. Сельджуки самонадеянно выступили против степняков, но не тут-то было: монгольские орды наголову разбили селджуков при Кеседаге и ворвались в Анатолию. Впрочем, кочевники надолго не задержались на этой территории, продолжив движение дальше, разорив и обложив данью население. Тем не менее, Эртогрул-бей умер, когда ему было за 90 лет. Его с почестями похоронили в Сегюте в 1281 году. Он сумел передать военный опыт своему младшему сыну, двадцатитрёхлетнему Осману. Молодой человек сумел жениться на Мали-хатун, дочери сельджукского визиря, чем значительно укрепил свою политическую власть. Затем он вступил в брак с Бала-хатун, дочерью шейха Эдебали, религиозного вождя большого региона. Двумя выгодными браками он не только упрочил свое положение, но расширил границы своего бейлика.

Византийцам не понравилось то, как Осман раздвигает границы государства, и его решили ликвидировать, пригласив на свадебную церемонию. Но Осман оказался не так прост, он сумел разгадать коварный план и сам придумал заговорщикам ловушку. Он переодел солдат в женское платье и с ними без охраны отправился на свадьбу. Когда заговорщики напали на Османа, его воины сбросили женские наряды и перерезали византийских воинов и всю местную знать. Осман выдал невесту Холиферу, дочь князя Иерхисара, за своего сына, который позже принял ислам и взял турецкое имя Нилюфер.

В  то время  среди монгольских кочевников сельджукские султаны не пользовались авторитетом и никакой практической роли в управлении не играли. Осман, изучив ситуацию и воспользовавшись безвластием, провозгласил независимость. Его поддержало большинство, и он назвал правящую династию своим именем – Османом. Так на карте появилась Османская империя. В 1307 году ему помогли сами монголы, убив последнего сельджукского султана. Многие княжества в Анатолии получили независимость. Страдая острой подагрой, Осман в 1324 году передел власть сыну Орхану. Он завещал ему любой ценой захватить Брусу (Бурсу) и похоронить отца только там и нигде больше. Орхан выполнил последнюю волю Османа, захватив город в 1326 году, где и предал земле тело отца, умершего в возрасте 67 лет. Исследователь рода Османов лорд Кинросс писал в одной из книг в 90-е годы прошлого века: "Осман был похоронен здесь, в Бурсе, на склоне горы, в усыпальнице, обращённой через море в сторону Константинополя. Вместе с могилами его наследников она стала местом паломничества мусульман. Эпитафия на его могиле была облечена в форму молитвы, которую на протяжении веков, опоясавшись обоюдоострым мечом Османа, должны были произносить все вступившие на османский трон наследники: "Будь столь же добродетелен, как Осман!" Он действительно был добродетельным человеком, в духе традиций раннего мусульманства, наставлявшим, находясь на смертном одре, своего сына "поощрять справедливость и тем самым украшать землю. Порадуй мою отлетающую душу блистательной чередой побед… Своими руками распространяй религию… Возводи учёность в достоинство, чтобы был утверждён Божественный закон".

Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ. Его сын Орхан преобразовал народ в государство; его внук Мурад I превратил государство в империю. Их достижения как политиков были по достоинству оценены одним османским поэтом ХIХ века, сказавшим: "Мы из племени вырастили подчинявшую себе мир державу".

И всё же, если быть объективным, то следует сказать о том, что созданием своего государства, а позже и империи османы обязаны традициям и социальным институтам гази, тем борцам за веру, кому они были искренне и до конца преданы. Традиции веры уходили своими корнями в жизнь общины, основанную на моральных принципах, с корпорациями, или братствами, подчинявшимися своду исламских правил добродетельного поведения. Исходя в основном из религиозных целей, они включали абстрактные концепции с сильным влиянием неортодоксального мистицизма, которые в результате принимали конкретную и практическую форму. В городах ранние мусульмане приспосабливались к тому, чтобы охватить цеха купцов и ремесленников. В пограничных местностях они становились боевыми братствами, подобно ахи, или братьями по оружию, движимыми воинственным и, по существу, почти фанатичным энтузиазмом в отношении как самой религии, так и войны.

Проникнутые духом рыцарства, они напоминали популярные рыцарские ордена, налагая друг на друга и принимая на себя  взаимные обязательства во время встреч в местах, напоминавших те, в которых собирались мистические братства ислама в прежние времена. К нескольким таким братствам у османов относились так называемые дервиши. 

Однако главным жизненным стимулом государства были, безусловно, войны, о которых писал в своём завещании сыну Осман. Начались новые военные походы, из отдельных отрядов выросла 20-тысячная армия. По мере того как османы усиливали свою мощь, их соседи-византийцы, наоборот, слабели по причине бесконечно жестокой междоусобной борьбы за престол. Императоры, стараясь удержать власть, просили помощи у Орхана. Византийский император  Андроник III был вынужден выдать за него свою дочь, после чего получил поддержку. Так же поступил Иоанн VI Кантакузен, выдав дочь за этого турецкого бея, таким образом породнившись с ним. Орхан-бей скончался после 36-летнего правления, когда ему шёл восьмой десяток. Его трон в 1359 году занял сын Мурад, рождённый от Нилюфер-хатун. Мурад I, принявший титул султана, круто взялся за перемены в государстве. Вначале он навёл порядок в Анатолии, а в 1362 году захватил Адрианополь (по-турецки "Эдирне") и перенёс сюда столицу, считая, что отсюда легче руководить военными действиями в Европе. Он продолжил политику захватнических войн своих предков.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 1 (365) от 14.01.2016 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно