Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
21 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От рассвета до заката…

В Османской империи правители использовали разные методы правления страной. Все завещания Османа были выполнены его сыновьями, о чём газета ПРО СМР "ПП" писала в прошлом номере, однако реформы они вели каждый по-своему. В IV веке путешественник ибн Батута был принят в Бурсе султаном Орханом, "который является величайшим правителем среди всех правителей туркмен и саамы, богатым по размерам сокровищ, земель и вооружённых сил.

Одних крепостей у него около ста, и большую часть времени он снова и снова объезжает их… Говорят, что он никогда не останавливается ни водном городе хотя бы на месяц. Он также непрерывно сражается с неверными и держит их в осаде".

Орхан был младшим из двух сыновей Османа, которого Осман назвал своим преемником, учитывая его недюжинные военные способности. По контрасту его старший сын Аллаеддин, был человеком с жилкой учёного, увлекавшийся законом и религией. Легенда гласит, что он отказался от предложения своего младшего брата разделить наследство, по поводу чего Орхан заметил: "Поскольку, мой брат, ты не берёшь стада и отары, я предлагаю быть тебе пастухом моего народа. Будь моим визирем". В этой должности он, вплоть до своей смерти семь лет спустя, занимался вопросами управления государством, организации армии и разработкой нового законодательства.

В своей книге "Расцвет и упадок Османской империи" лорд Кинросс пишет: "Султаны сохраняли за собой права на абсолютное владение землёй, которую они завоевали. Более того, поскольку они продолжали завоевания, росло количество земельных участков, становившихся доступными в качестве награды для всё большего числа солдат. В рамках этой системы Орхан, следуя совету, исходившему от его брата Аллаеддина, организовал регулярную армию под командованием суверена, профессиональную военную силу, находившуюся на военном положении, подобно которой в Европе не могли создать на протяжении последующих двух веков.

Армия его отца, Османа, состояла только из нерегулярных тюркских отрядов, добровольцев-каваларистов, называвшихся акынджи. Рекрутируемые по деревням под возгласы "каждый, кто хочет воевать", они должны быть готовы с оружием к определённой дате. Они были опытными наездниками, скакавшими сплошной массой, "как стена". Орхан, набирая своих воинов среди обладателей военных наделов, преобразовал это войско в авангард кавалеристов-разведчиков, роль которых заключалась в том, чтобы изучить местность перед намечаемой атакой. Таким образом, их преданность гарантировалась самыми богатыми земельными наделами. В поддержку им давались проводники… и регулярные корпуса кавалерии, сипахи, получавшие денежное содержание.

Орхан набирал также нерегулярную пехоту, именовавшуюся азабы, — войско, которое можно было не щадить и место которого было на линии атаки, а задача — вызвать на себя первый залп противника. За ними противник, нередко к своему крайнему удивлению, наталкивался на более грозную линию вооружённых копьями, вымуштрованных войск, которые получали жалованье и назывались оджаками капы кулу… были вооружённой силой, хорошо обученной приёмам совместного ведения боя под началом командиров, которых они знали и уважали. В отличие от преобладавших в то время наёмников они были едины в своей преданности суверену, считая его дело своим собственным и целиком доверяя ему соблюдение своих интересов в смысле продвижения по службе и других наград за службу. В принципе, они постоянно находились "у двери султанского шатра", подчиняясь абсолютной власти правителя, служа ему лично, под началом командира, которому поручено действовать от имени султана. Сила этих новых регулярных османских войск заключалась в абсолютной сплочённости и их постоянной готовности сражаться. Османы всегда были начеку, их нельзя было застать врасплох".

В армии хорошо работала разведка, которая знала и незамедлительно сообщала, где и когда может появиться неприятель.

Путешественник Бертран де Ла Брокьер рассказывал: "Они могут внезапно трогаться с места, и сотня солдат-христиан произведёт больше шума, чем десять тысяч османов. При первых ударах барабана они немедленно начинают маршировать, никогда не сбиваясь с шага, никогда не останавливаясь, пока не последует приказа. Легко вооружённые, они способны за одну ночь проделать путь, на который у их христианских соперников уйдёт три дня".

Забегая вперёд, заметим, что всё же хвалёная османская армия, считавшаяся непобедимой на протяжении долгого времени, не смогла сдержать от развала некогда могучую империю. И захватнические настроения сыграли здесь главнейшую роль.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 2 (366) от 21.01.2016 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно