|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Восточный сектор АрктикиВ декабре прошлого года редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" открыла тему арктических экспедиций прошлого столетия. Если предыдущий материал подготовлен бывшим курсантом владивостокской мореходки, то теперь мы даём слово капитану дальнего плавания. Снабженческие рейсыНаписано достаточно много воспоминаний о работе ледокольного флота в суровых условиях арктических морей, но очень мало известно о работе судов и экипажей по выполнению работы в Арктике по так называемому "малому завозу" – выгрузке различных грузов на необорудованный берег в восточном секторе арктического побережья от посёлка Уэлен до устья реки Колымы и Медвежьих островов с помощью самоходных барж и тракторов. Эта работа выполняется обычно с первой половины июня до середины октября, когда преобладают ветры южных направлений, которые отжимают ледяные поля от побережья, оставляя на мелководье отдельные крупные льдины, которые сидят на грунте и не мешают выгрузке. В навигацию 1972 года на теплоходе "Николай Миронов" было выполнено три рейса с грузом угля из бухты Угольной (порт Беринговский) для всех посёлков и метеостанций восточного арктического побережья: Инчоун, Энурмино, Нешкан, Неттан, Нутепельмен, остров Колючин, Ванкарем, Шмидт, Биллингс, Увергын, Валькаркай, Шелагский, остров Айон, Раучуа, Малая Бараниха, Амбарчик, остров Четырёхстолбовой, коса Ямрыккай, Колючинская губа, Янранай. Для выполнения выгрузки на необорудованный берег в состав экипажа были направлены четыре тракториста и два старшины барж, на отход из порта Владивосток наш экипаж состоял из сорока человек, что позволило нам обеспечить круглосуточную выгрузку двумя бригадами, время работы было – по 12 часов на каждую смену. После погрузки генеральным грузом для порта Беринговский в конце мая вышли из Владивостока, переход до порта выгрузки прошёл при хороших погодных условиях, на рейде порта в бухте Угольной плавали отдельные льдины, стоянка на якоре была в одной миле от береговой линии. Сооружения и причальная линия порта находятся в ковше, который образован двумя волноломами для защиты от волнения южных направлений. Выгрузка и погрузка производится с помощью плашкоутов и самоходных барж, уголь на причал порта доставляется по специальному ленточному транспортёру от терминала шахты, которая расположена примерно в трёх километрах от порта, погрузка угля на баржи производится транспортёром. На рейде одновременно грузилось углем несколько судов назначением в порты Провидение, Эгвекинот, пункты южной Чукотки и Петропавловска-Камчатского, очерёдность погрузки судов носила формальный характер. Имея опыт погрузки углем в предыдущие годы, с приходом в балласте становились на якорь как можно ближе ко входу в ковш на минимально возможную глубину; в ночное время контроль за работой барж со стороны диспетчеров порта был чисто условным, поэтому баржевики подходили к ближайшему судну для выгрузки; суда, которые стояли мористее, ночью практически не грузились. Таким образом удавалось значительно сократить время погрузки угля. В каждом из трёх рейсов мы грузили около четырёх тысяч тонн угля. После погрузки был заход в порт Провидение, где мы принимали на борт тяжеловесной стрелой две самоходные баржи и два трактора. В комплект барж входили открытые контейнеры (моряки называли их волокушами), принимали пресную воду; все операции производились на рейде. В этих рейсах нашими баржами были "С-57" (Северянка) и "Восток-1", в комплект "С-57" входило два открытых контейнера, "Восток-1" имел четыре контейнера, но меньшей грузоподъёмности. При проходе траверза маяка Дежнева в Беринговом проливе бросали в воду монеты, чтобы вернуться обратно из Арктики. Первым пунктом выгрузки был посёлок Инчоун, берег здесь приглубый, баржи подходили почти вплотную, трактора вытаскивали контейнеры с улем без проблем, стояла отличная погода, середина июня, светлое время было почти круглые сутки, было много сил, работа спорилась. Два человека, которые работают на застропке контейнеров у аппарели баржи, всегда обуты в резиновые сапоги, сверху надеваются прорезиненные брюки, которые мы использовали из комплектов химзащиты, это спасало людей от попадания морской ледяной воды, намокания одежды и, в конечном итоге, от простуды. На этом участке работали только физически сильные ребята. В первом рейсе мы произвели выгрузку, кроме Инчоуна, в посёлках Энурмино и Нешкан, на метеостанциях Неттан, Нутепельмен, метеостанциях на островах Колючин, Ванкарем и Шмидт. В районе мыса Неттан попробовали ловить сетями рыбу, оказалось очень удачно, поймали два мешка гольца и несколько штук горбуш, что удивило бывалых рыбаков-полярников. Считается, что красная рыба в Чукотское море не заходит, значит, нам повезло, так как горбуша была с икрой. Выгрузка угля для метеостанции на острове Колючин из баржи производится в мешках вручную, уголь высыпается из мешков в специальный короб подъёмного устройства (все постройки метеостанции находятся на высоте около 30 метров); для выполнения этого рабского труда был мобилизован почти весь экипаж, на борту оставались четыре человека: капитан, старший механик, боцман и повар. В обязанность оставшихся входила загрузка барж углем прямо на палубу, контейнеры оставались на борту. Уголь в мешки насыпали лопатами, была практически непрерывная цепочка людей с мешками на плечах в двух направлениях. У меня сохранилась фотография этого оригинального рабочего процесса. В Колючинской губе выгрузили 200 тонн угля для стойбища орнитологов. Была отличная погода, тундра была в цветах, большие стаи канадских гусей, которые в это время меняли своё оперение, находились почти в 50-ти метрах от берега, при желании можно было поймать гуся руками, так как летать они не могли (хорошая добыча для браконьеров). После выгрузки обязательно делается заход в порт Провидение, где для профилактических работ остаются на ремонтной базе баржи и трактора, два моториста и четыре тракториста. Времени для выполнения профилактики техники вполне достаточно: переход судна в бухту Угольную для погрузки угля, погрузка, обратный переход в порт Провидение — это от семи до десяти дней в зависимости от погодных условий и времени погрузки. Второй рейс прошел также при сравнительно хороших погодных условиях, выгрузку производили в пунктах Биллингс, Увергын, Валькаркай, метеостанции на мысе Шелагском, острове Айон, Раучуа, Малая Бараниха, Амбарчик, острове Четырёхстолбовом. В проливе Лонга были огромные многолетние дрейфующие льдины, на рейде посёлка Биллингс плавали небольшие льдины, подходу барж к берегу и выгрузке угля они не мешали. Выгрузка угля для метеостанции на мысе Шелагском была по такой же схеме и технологии, как и на острове Колючин – с мешками на плечах, разница была в том, что здесь был более мощный подъёмник (метеостанция расположена на высоте около 25 метров на плато); у них в хозяйстве была корова. Очень тяжёлой была выгрузка на остров Айон. Там находится крупный оленеводческий совхоз, подход барж к берегу по мелководью по фарватеру, который мы обозначили буйками, аппарели барж ложились в воду, трактора тащили контейнеры десять метров по воде, уголь складировался на берегу в 20-ти метрах от прибойной полосы, временами были туман и морось. Выгрузили 1000 тонн; это был самый тяжёлый из всех пунктов выгрузки на берег. На острове Четырёхстолбовом выгрузку угля производили в двух пунктах, трактора переходили по суше самостоятельно. На острове находится могила механика Бондика. Мы возложили венок и спасательный круг на могилу, произвели салют из охотничьих ружей. Этот момент сохранился у меня в архиве на любительской фотографии. Венок был заранее изготовлен во Владивостоке, ритуал возложения венка на могилу проводится ежегодно в каждом снабженческом рейсе. Третий рейс производили в сентябре, светлое время уже значительно сократилось, временами вместо дождя уже летали снежинки. Пунктами выгрузки были Шмидт, Валькаркай, коса Ямрыккай и Янронай. После выгрузки на Шмидте по указанию штаба Арктических операций с теплохода "Нижнеудинск" нам перегрузили 150 тонн овощей и других продуктов в ящиках назначением для пограничников в посёлке Валькаркай. Была уже вторая половина сентября, световой день был коротким, стали преобладать отрицательные температуры, временами шел снег, у берега начал появляться молодой лёд, начали преобладать северные ветры. Переход от Шмидта до рейда Валькаркай совершили без помощи ледокола прибрежным вариантом среди разводий между крупными ледяными полями. Для ускорения выгрузки договорились с командованием погранзаставы о доставке груза на баржах к берегу силами экипажа, выгрузку с барж на берег осуществляли бойцы погранотряда, вся операция заняла всего 10 часов. Последним пунктом выгрузки был посёлок Янронай в Чаунской губе. Берег приглубый, ледовая обстановка позволила произвести выгрузку 800 тонн угля для оленеводческого совхоза за двое суток. После выгрузки перешли в порт Певек для выгрузки остатков угля и зачистки трюмов для погрузки контейнеров с домвещами назначением во Владивосток. Таким образом, наши три снабженческих рейса завершились 30 сентября. Переход из Певека до Берингова пролива осуществили без помощи ледокола. В проливе Лонга была наиболее тяжёлая обстановка, в отдельных случаях приходилось проходить разводьями между гигантских многолетних льдин, высота которых была около 20 метров над водой, на отдельных ледяных полях встречались белые медведи, временами шёл снег, видимость была около двух миль. В порту Провидение третьего октября сдали на ремонтную базу трактора и баржи, во Владивосток вернулись десятого октября. Общее время рейса в Арктику составило почти пять месяцев. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 3 (367) от 28.01.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |