|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Адмиралы, моряки НазимовыОкончание. Начало в № 3 С 1856 года Н.Н. Назимов недолгое время командовал строившейся броненосной батареей "Кремль" и в 1866 году в чине контр-адмирала вышел в отставку. Прослужив русскому военно-морскому флоту более 30 лет, контр-адмирал Н.Н. Назимов подтвердил характеристику, данную ему адмиралом П.С. Нахимовым в начале его флотской службы: "Поведения благородного, офицер расторопный, деятельный и знает своё дело". Умер Н.Н. Назимов в 1867 году. Контр-адмирал Н.Н. Назимов — автор нескольких статей на морскую тематику, опубликованных в середине прошлого века в "Морском сборнике", который выходит и сегодня. Впрочем, в библиотеке редакции газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей "ПП" есть "Морские сборники" за 2015 год. В них немало интересной информации о жизни российского флота, в том числе и доблестного ТОФ. Младший братМладший брат контр-адмирала Константин Николаевич Назимов в 1875 году на новом клипере "Крейсер", построенном в Петербурге, в звании капитана 1 ранга и командира корабля совершил кругосветное плавание, занимался исследованием Тихого океана. В минуты отдыха он писал картины. Одна из его картин так и называется: "Клипер "Крейсер" в кругосветном плавании 1875-1881 годов". В 1870-1874 годах командиром на 11-пушечном винтовом корвете "Витязь", построенном в 1862 году в Финляндии, том самом, который в составе эскадры С.С. Лесовского ходил к берегам Америки, был Павел Николаевич Назимов (племянник Евгения Петровича и Гаврилы Петровича Назимовых). 27 октября 1870 года корвет "Витязь" снялся с Кронштадтского рейда и отправился в кругосветное плавание. Экипаж корвета должен был выполнить важные научные исследования в Тихом океане и у восточных берегов России. На корвете находился известный русский этнограф Миклухо-Маклай, которого "Витязь" должен был доставить к берегам Новой Гвинеи. 2 ноября "Витязь" бросил якорь в Копенгагене, а потом в Плимуте. Затем был Атлантический океан, о. Мадейра, о-ва Зеленого Мыса и — курс на Рио-де-Жанейро. Отношения П.Н. Назимова и Миклухо-Маклая поначалу не сложились. Своим офицерам, среди которых был и офицер Чириков, он говорил: "Я начинаю тихо ненавидеть науку, к которой всегда был преисполнен самого глубокого уважения. Мне приказано ради этого ненормального субъекта изменить маршрут корабля, тащиться Бог знает куда и вопреки здравому смыслу высадить молодого человека, больного, истощенного и к тому же почти невооруженного, лишенного средств к существованию, на берег, населенный людоедами… Нет, господа, рассудок не хочет мириться с этим! Я не желал бы участвовать в подобном преступном предприятии…" Павел Николаевич явно опасался за жизнь 24-летнего ученого, который по собственной инициативе собирался жить среди диких племён. Миклухо-Маклай тоже не испытывал к командиру корабля особых симпатий. В одном из писем он писал: "Жизнь на военном судне и с такими субъектами, как Назимов, не особенно приятна, однако ж, возможна". После Рио-де-Жанейро "Витязь" надолго задержался в Вальпараисо. Назимов получил предписание, по которому должен был изменить курс и, не заходя в Австралию, как это предполагалось раньше, следовать прямо на Новую Гвинею. Маклай оказался в тяжелейшем положении, ведь деньги на экспедицию он перевёл в Сидней, где его ждали помощники. И первым, кто близко принял к сердцу беду Маклая, стал "такой субъект" Павел Николаевич Назимов, который, подойдя к ученому, заявил: "Деньги мне самому нужны, но тут уже ничего не поделаешь: берите тысячу рублей, рассчитаемся на том свете угольками. А впрочем, для людоедов вы незавидная приманка…" Затем был остров Пасхи, Таити. Всю дорогу ученого мучила лихорадка, он дошёл до истощения. Назимов предлагал ему отложить путешествие и плыть с корветом в Японию. Но характер нашёл характер. 20 сентября 1871 года "Витязь" подошёл к островам Новой Гвинеи. Бухточка, где встал на якорь "Витязь", была названа портом великого князя Константина — шефа русского флота, день рождения которого офицеры отмечали в этот день многократным салютом, распугав всех папуасов. Все мысы получили имена офицеров, делавших съемку. Пролив между островами Рук и Лонг, где прошёл корвет, назвали проливом "Витязя". Появился на карте и остров "Витязь". Командир Назимов в рапорте начальству доносил: "г. Маклай прибыл на Новую Гвинею совершенно без всяких средств для устройства и существования своего… ни один корабль, проходя мимо, никогда не будет в состоянии рассмотреть местопребывание европейца и флаг, который я ему устроил на мачте…" Павел Николаевич ввиду исключительного положения Миклухо-Маклая нашёл необходимым оставить ему шлюпку-четверку с полным вооружением, снабдил его провизией и всем, что только было возможно и необходимо для него. Моряки соорудили ему маленький домик на сваях, вырыли погреба для вещей и провизии и на определенном расстоянии от дома зарыли мины и шесть фугасов, которые Маклай смог бы взорвать при нападении дикарей. 27 сентября 1871 года состоялось трогательное прощание. На палубе корвета стояли офицеры, держа руку под козырек, а по мостику нервно прохаживался капитан Назимов. Миклухо-Маклай прощался с моряками, стоя на берегу: "Прощайте, дорогие друзья… Прощай, добрый человек Павел Николаевич, честный и бескорыстный…" Честный, благородный, бескорыстный, деятельный — эти слова можно отнести ко всем псковичам-морякам Назимовым. Надеемся, что наш материал не только напомнил читателям редакции газеты ПРО СМР "ПП" о семействе Назимовых, но и помог убедиться в том, что вклад этого рода в славные дела России довольно велик. «Прогресс Приморья», № 4 (368) от 04.02.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |