Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От рассвета до заката…

В нескольких номера газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" за 2015-начало 2016 годов мы рассказали о том, что стало причиной вначале расцвета, а затем полного краха воинствующей Османской империи, предводители которой в большей или меньшей мере мечтали в своих гаремах о мировом господстве. Большинство стран сдавались практически без боя, но стоило задеть интересы и целостность российского государства, как тут же начались проблемы. Русские войска за счёт правильной стратегии командования, героизма солдат и офицеров бесстрашным и решительным напором били турок на всех фронтах. Так было и в военную кампанию 1828 года.

25 апреля 6-й пехотный корпус вступил в княжества, и авангард его под начальством генерала Фёдора Гейсмара направился в Малую Валахию; 1 мая 7-й пехотный корпус обложил крепость Браилов; 3-й пехотный корпус должен был переправиться через Дунай между Измаилом и Рени, у деревни Сатуново, но устройство гати чрез затопленную водой низину потребовало около месяца времени, этого туркам хватило для укрепления правого берега против места переправы, расположив на своей позиции до 10 тыс. войск. Однако эти усилия оказались напрасными. 27 мая утром началась в присутствии государя переправа русских войск на судах и лодках. Несмотря на шквальный огонь, они достигли правого берега, и, когда передовые турецкие окопы были взяты, из остальных неприятель бежал.

30 мая сдалась крепость Исакча. Отделив отряды для обложения Мачина, Гирсова и Тульчи, главные силы 3-го корпуса 6 июня дошли до Карасу, авангард же их под начальством генерала Фёдора Ридигера обложил Кюстенджи.

Осада Браилова быстро продвигалась вперёд, и начальник осадных войск, великий князь Михаил Павлович, спеша покончить с этим делом, дабы 7-й корпус мог присоединиться к 3-му, решился 3 июня штурмовать крепость; штурм был отбит, но когда через 3 дня после того последовала сдача Мачина, то комендант Браилова, видя себя отрезанным и лишившись надежды на помощь, 7 июня тоже сдался.

Морская экспедиция

Одновременно состоялась и морская экспедиция к Анапе. У Карасу 3-й корпус простоял 17 дней, так как за выделением гарнизонов в занятые крепости, а также других отрядов в нём оставалось не более 20 тысяч. Только с присоединением некоторых частей 7-го корпуса и с прибытием 4-го резервного кавалерийского корпуса главные силы армии достигли бы 60 тыс.; но и этого, по мнению командования, было недостаточно для решительных действий, и в начале июня приказано было выступить из Малороссии на Дунай 2-му пехотному корпусу (около 30 тысяч); кроме того, уже находились на пути к театру войны гвардейские полки (до 25 тысяч).

После падения Браилова 7-й корпус выдвинулся на соединение с 3-м; генерал Рот с двумя пехотными и одной конной бригадой получил приказ обложить Силистрию, а генерал Бороздин с шестью пехотными и четырьмя конными полками — охранять Валахию. Ещё до выполнения всех этих распоряжений 3-й корпус двинулся на Базарджик, у которого, по полученным сведениям, собирались значительные турецкие силы.

Между 24 и 26 июня Базарджик был занят, после чего выдвинуты два авангарда: Ридигера — к Козлудже и генерал-адмирала графа Павла Сухтелена — к Варне, к которой был направлен также отряд генерал-лейтенанта Александра Ушакова из Тульчи. В первых числах июля к 3-му корпусу присоединился 7-й; но и соединённые силы их не превышали 40 тысяч; на содействие флота, стоявшего у Анапы, ещё нельзя было рассчитывать; осадные парки частью находились у названной крепости, частью тянулись от Браилова.

Между тем гарнизоны Шумлы и Варны постепенно усиливались; авангард Ридигера часто тревожили турки, которым было приказано прервать его сообщение с главными силами. Витгенштейн решил ограничиться относительно Варны одним наблюдением (для чего был назначен отряд Ушакова), с главными же силами двинуться к Шумле, постараться выманить сераскира из укрепленного лагеря и, разбив его, обратиться к осаде Варны.

8 июля главные силы подошли к Шумле и обложили её с восточной стороны, сильно укрепившись в своих позициях, дабы прервать возможность сообщений с Варной. Решительные действия против Шумлы положено было отложить до прибытия гвардии. Однако наши главные силы вскоре сами очутились как бы в блокаде, так как в тылу их и на флангах неприятель развил партизанские действия, сильно затруднявшие прибытие транспортов и фуражировку. Между тем отряд Ушакова тоже не мог держаться против превосходящего в силах гарнизона Варны и отступил к Дервенткиою.

В середине июля прибыл из-под Анапы к Коварне русский флот и, высадив находившиеся на судах войска, направился к Варне, против которой и остановился. Начальник десантных войск князь Александр Меншиков, присоединив к себе отряд Ушакова, 22 июля тоже подошёл к названной крепости, обложил её с севера, а 6 августа начал осадные работы. Отряд генерала Рота, стоявший у Силистрии, не мог ничего предпринять по недостаточности сил и неимению осадной артиллерии. Под Шумлой дела тоже не продвигались, и, хотя предпринятые 14 и 25 августа атаки турок были отражены, это не привело ни к каким результатам. Граф Витгенштейн хотел уже отступить к Ени-Базару, однако император Николай I, находившийся при армии, воспротивился этому.

Вообще к концу августа обстоятельства на европейском театре военных действий сложились не в пользу русской армии: ослабла осада Варны в связи с отсутствием преимущества в живой силе, поэтому успех здесь был минимальным. Была и другая объективная причина: в войсках, стоявших под Шумлой, свирепствовали болезни, а лошади массами падали от бескормицы; этим и пользовались турецкие отряды.

В это же время, по прибытии в Шумлу новых подкреплений, турки напали на город Праводы, занятый отрядом генерал-адъютанта Бенкендорфа, однако были отбиты. Генерал Логгин Рот едва удерживал свои позиции у Силистрии, гарнизон которой тоже получил подкрепление. Генерал Корнилов, наблюдавший за Журжей, должен был отбиваться от нападений оттуда и из Рущука, где силы противника тоже возросли. Слабый отряд генерала Гейсмара (около 6 тыс.), хотя держался на своей позиции между Калафатом и Крайовой, не смог препятствовать турецким партиям совершить налёт на северо-западную часть Малой Валахии.

Неприятель, сосредоточив более 25 тысяч войск у Виддина и Калафата, усилил гарнизоны Рахова и Никополя. Таким образом, на это период турки везде имели перевес в силах, но не воспользовались этим. Между тем к Нижнему Дунаю начал подходить гвардейский корпус, а за ним следовал 2-й — пехотный. Последнему было приказано сменить у Силистрии отряд Рота, который затем передислоцировался под Шумлу; гвардия же была направлена к Варне. Для выручки этой крепости прибыл от реки Камчик 30-тысячный турецкий корпус Омера-Врионе. Последовало несколько безрезультатных атак с той и другой стороны, а когда 29 сентября Варна сдалась, то Омер стал поспешно отступать, преследуемый отрядом принца Евгения Вюртембергского, и направился к Айдосу, куда ещё ранее отошли войска визиря.

Между тем Витгенштейн продолжал стоять под Шумлой; войск у него, за выделением подкреплений к Варне и в другие отряды, оставалось всего около 15 тысяч; но в 20-х числах сентября к нему подошёл 6-й корпус. Силистрия продолжала держаться, так как 2-й корпус, не имея осадной артиллерии, не мог приступать к решительным действиям.

Тем временем турки продолжали угрожать Малой Валахии; но блистательная победа, одержанная Гейсмаром у села Боелешти, положила конец их попыткам.

После падения Варны конечной целью кампании 1828 года поставлено было овладение Силистрией, и к ней был направлен 3-й корпус. Прочие находившиеся под Шумлой войска должны были расположиться на зимовку в занятой части страны; гвардия же возвращалась в Россию. Однако предприятие против Силистрии по оказавшемуся недостатку снарядов в осадной артиллерии не осуществилось, и крепость подверглась лишь двухдневному бомбардированию.

Пользуясь отступлением русских войск от Шумлы, визирь задумал опять овладеть Варной и 8 ноября двинулся к Праводам, но, встретив отпор занимавшего город отряда, вернулся в Шумлу. В январе 1829 года сильный турецкий отряд произвел набег в тыл расположения 6 корпуса, овладел Козлуджей и атаковал Базарджик, но там потерпел неудачу; а вслед за тем русские войска выгнали неприятеля из Козлуджи. В том же месяце была взята крепость Турно. Остальная часть зимы прошла спокойно.

Бои в Закавказье

В 1828 году был произведен штурм крепости Карс. Отдельный Кавказский корпус начал действия несколько позже; ему было указано занять пределы Азиатской Турции. В Азиатской Турции в 1828 году дела для России шли успешно: 23 июня был взят Карс, а после временной приостановки военных действий вследствие распространения чумы Паскевич 23 июля покорил крепость Ахалкалаки, в начале августа подступил к Ахалцихе, который сдался 16 числа того же месяца. Затем крепости Ацхур и Ардаган сдались без сопротивления. В то же время отдельные русские отряды взяли Поти и Баязет.

Военные действия продолжились в 1829 году. В течение зимы обе стороны деятельно готовились к возобновлению военных действий. К концу апреля 1829 года Порта успела довести свои силы на европейском театре военных действий до 150 тысяч и, кроме того, могла рассчитывать на 40-тысячное албанское ополчение, собранное скутарийским пашой Мустафой. Этим силам русские могли противопоставить не более 100 тысяч русских войск. В Азии турки имели до 100 тысяч войска против 20 тысяч Паскевича. Только русский черноморский флот (около 60 судов разного ранга) имел решительное превосходство над турецким; да в Архипелаге (Эгейском море) крейсировала ещё эскадра Гейдена (35 судов).

На европейском театре

Назначенный на место Витгенштейна главнокомандующим граф Дибич деятельно принялся за пополнение армии и за устройство её хозяйственной части. Задавшись целью перейти Балканы, он, для обеспечения войск довольствием по ту сторону гор, обратился к содействию флота и просил адмирала Грейга овладеть какой-либо гаванью, удобной для доставки припасов. Выбор пал на Сизополь, который по взятии его был занят 3-тысячным русским гарнизоном. Предпринятая турками в конце марта попытка снова овладеть этим городом не имела успеха, а затем они ограничились блокадой его с сухого пути. Что касается османского флота, то он в начале мая вышел из Босфора, однако держался ближе к своим берегам; при этом два русских военных судна были нечаянно им окружены; из них одно (36-пушечный фрегат "Рафаил") сдалось, а другое, бриг "Меркурий" под начальством Казарского, успело отбиться от преследовавших его неприятельских кораблей и уйти.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 4 (368) от 04.02.2016 г.

Подготовил Виталий Лентарев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно