|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Конструктор космических аппаратовОкончание. Начало в № 4 Сегодня мы с интересом наблюдаем за тем, как осуществляются плановые запуски ракет с целью доставки в космос различных спутников. Уже никого не удивишь смешанными международными экипажами, которые живут долгие месяцы бок о бок в космических аппаратах, работая над выполнением различных программ, в том числе и научных исследований. Редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала на своих страницах о первом космонавте планеты Земля Юрии Гагарине, о первой женщине-космонавте Валентине Терешковой. Сегодня публикуем окончание материала о великом конструкторе Сергее Королёве, благодаря решительности, твёрдости и недюжинному мужеству которого всё это из давней мечты многих поколений стало явью. Баллистические ракеты13 мая 1946 года выходит Постановление СМ СССР № 1017-419сс "Вопросы реактивного вооружения". С.П. Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом он получает назначение на новое место работы. В августе 1946 года Сергея Павловича назначают главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке. Практически сразу же появился Совет главных конструкторов. Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, об Р-2 Королёв задумывался ещё в Германии, когда проект Р-1 вообще не обсуждался, Р-5 разрабатывался им до сдачи Р-2, а ещё раньше началась работа над небольшой мобильной ракетой Р-11 и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7. Первой задачей, поставленной правительством перед С.П. Королёвым как главным конструктором ОКБ-1 и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2, но уже из советских материалов. В 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км. В 1948 году С.П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение. В течение одного только 1954 года Сергей Павлович одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная ракета Р-7. В 1956 году под руководством С.П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958-1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект "Ангара") в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы. В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения. Первый в мире искусственный спутник ЗемлиВ 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С.П. Королёв. Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С.П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёх— и четырёхступенчатых носителей. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет. "Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества", — скажет позже С.П. Королёв. Запуск автоматических станций на ЛунуПараллельно с подготовкой к пилотируемым полётам ведутся работы над спутниками научного, народно-хозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники "Электрон" для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматические станции к Луне: "Луна-1" пролетела вблизи Луны, "Луна-2" впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпел Советского Союза, "Луна-3" впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны. В дальнейшем С.П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6). Макет ракеты "Восток" в Москве на ВДНХ12 апреля 1961 г. Сергей Павлович снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток-1", он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина — по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. За подготовку первого полёта человека в космос С.П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (указ не публиковался). Вслед за первым полётом Ю.А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем — совместный полёт космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Г. Николаевым и П.Р. Поповичем, с 11 по 12 августа1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях "Восток-5" и "Восток-6" с 14 по 16 июня 1963 года; изучается возможность полёта в космос женщины. С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле "Восход" в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача. Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля "Восход-2" с экипажем из двух человек. Космонавт А.А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут. Проект орбитальной станцииПродолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременной орбитальной станции). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль "Союз". В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей "Союз" и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях "Союз". Лунный проектВ середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н.С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В.П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л.И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей. СправкаСоветский конструктор Сергей Павлович Королёв родился в России, в г. Житомире Волынской губернии. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Полковник. «Прогресс Приморья», № 5 (369) от 11.02.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |