Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Почтили память подвига экипажей «Варяга» и «Корейца»

На Морском кладбище Владивостока моряки-тихоокеанцы возложили венки и цветы к памятнику нижним чинам крейсера "Варяг". Как сообщили корреспонденту газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" в отделе информационного обеспечения пресс-службы ВВО во Владивостоке, у мемориала состоялся митинг с участием представителей командования Тихоокеанского флота, руководства Приморья и Владивостока, ветеранских и общественных организаций.

На площадке перед памятником на церемонии был построен экипаж малого противолодочного корабля "Кореец", воспитанники патриотических клубов и курсанты мореходного училища. После окончания митинга к памятнику под звуки военного оркестра были возложены венки и цветы. Затем знаменная группа, расчеты экипажей боевых кораблей ТОФ, курсанты и воспитанников детских патриотических клубов прошли у памятника торжественным маршем. Память о стойкости русских моряков приморцы сохраняют бережно и склоняют головы о павших ежегодно.

Во время Русско-японской войны в 1904 году, пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, наши корабли вступили в неравный бой с японской эскадрой. За час боя "Варяг" и "Кореец" произвели несколько попаданий в корабли противника, нанеся ему потери, но и сами, получив тяжелые повреждения, не смогли продолжить бой. Корабли вернулись в порт Чемульпо. По приказу командира "Варяга" капитана 1 ранга В.Ф. Руднева "Кореец" был взорван, а бронепалубный крейсер затоплен. После сражения 24 русских моряка лечились в Чемульпо, некоторые из них скончались; умирая от ран, они просили похоронить их на родной земле. Их прах с согласия японского правительства зимой 1911 года похоронили на Морском кладбище во Владивостоке.

Русско-японская война 1904-1905 годов закончилась заключением мирного соглашения между Россией и Японией. Но хотелось бы вернуться к началу противостояния, взглянув на вещи с позиции сегодняшнего дня, когда российский военный флот, оснащённый современными средствами связи и вооружения, в том числе ядерными арсеналами, сильно изменился — не чета флоту образца 1904 года. Сравнивать, конечно же, наивно, но стоит заметить, что по тем давним меркам японская сухопутная армия на Дальнем Востоке превосходила российскую значительно, вместе с резервом островная страна насчитывала 375 тысяч военных, российская армия имела под ружьём 100 тысяч человек, но они были разбросаны от Байкала до Порт-Артура. Однако та самоотверженность и героизм, с которыми сражались русские моряки, умирая со словами "за царя и Отечество" на устах, до сих пор заставляет восхищаться и гордиться нашими офицерами, матросами и Военно-морским флотом в целом. И как бы историки ни называли ту войну (и "проигранной", и "позорной"), как бы ни осуждали действия старых генералов, именно эта война показала, что на ошибках учатся. Более того — затем прилежные ученики превращаются в отличных учителей, передавая свой опыт другим поколениям моряков, стоящим на защите тихоокеанских рубежей.

Как же развивались события зимой 1904 года? 5 февраля Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и сразу начинает военные действия против русских войск. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Жёлтое море для обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий. Ночью 8 февраля японские корабли внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, что привело к потере двух броненосцев — "Цесаревича" и "Ротвизана", а также крейсера "Паллада". Днём японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев блокировала в корейском порту крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец". Лишь на четвёртый день после нападения Япония объявила о состоянии войны с Россией. Японская пресса заряжала общественность антироссийской пропагандой, вот один из лозунгов, опубликованный в газете "Ници-Ници": "Бейте и гоните дикую орду, пусть наше знамя водрузится на вершинах Урала". Так далеко замахнулись наши восточные соседи в 1904 году. Японское же командование, разрабатывая стратегический план, ставило основными целями полное господство на море; на суше ставилась задача овладеть Порт-Артуром и в дальнейшем распространить свои военные успехи на Корею и Маньчжурию, вытеснив из этих районов русских. Японцы также планировали бомбардировку Владивостока, но, сделав несколько выстрелов, быстро ретировались, понимая, что крепость тоже может дать отпор. Так что Владивосток им оказался не по зубам, впрочем, так произошло и позже, в 1922 году, когда интервенция под натиском НРА спешно грузилась на корабли и покидала российскую гавань. Что касается порта Дальний, то там осталось много захоронений русских моряков, за их могилами ухаживают китайцы. Здесь бывает немало туристов, а там, где шли жестокие морские сражения, в память о героических подвигах начала войны качаются на волнах венки благодарных потомков, которые помнят и чтут подвиги русских моряков. И так будет всегда.

То, что другие конфликты и войны между Японией и Россией заканчивались не в пользу островного государства, можно говорить открыто, не кривя душой и не лукавя. Это на самом деле так, несмотря, например, на давнюю дружбу между Приморьем и префектурой Симане, посещения нашими туристами Страны восходящего солнца и наоборот — приезды японских делегаций в нашу страну, участие в различных совместных творческих встречах и фестивалях. Это уже добрая традиция, но забывать прошлое нельзя. Россияне всегда в траурные дни атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки вспоминают жертв тех варварских американских налётов. И мы сочувствуем японцам открыто, скорбим вместе с ними. Поэтому прошлое всегда с нами. Мы помним, что без прошлого нет настоящего. Ясно, что были ошибки и с той, и с другой стороны. Они подвергаются тщательному анализу со стороны политологов и историков, и делается всё, чтобы прежних ошибок не повторить. Впрочем, народы наших стран всегда стремились к миру и взаимопониманию. И этому есть ряд примеров. Вот один из них.

"Иртыш" держался стойко

Военно-транспортное судно "Иртыш", приписанное к Балтийской флотилии, в самом начале Русско-японской войны было направлено на Дальний Восток и передано Второй Тихоокеанской флотилии. В декабре 1904 года "Иртыш" вышел из Балтийского порта Либау и взял курс на остров Мадагаскар, где и базировалась Вторая Тихоокеанская эскадра. После воссоединения с эскадрой транспорт по пути взял на борт немало груза: торпеды, торпедные сети, пироксилин и многое другое. Маршрут в порт назначения лежал через Цусимский пролив. Всё шло по плану, как вдруг 27 мая 1905 года на горизонте появились японские корабли. "Иртыш", уступая в скорости, уйти от столкновения не мог и принял неравный бой. Получив множество пробоин, корабль продолжал ход, казалось, затерявшись в ночной мгле. Но утром 28 мая "Иртыш", которым командовал капитан Егормышев, окончательно потерял ход и с командой в 256 человек затонул в 4 километрах недалеко от побережья Ваки у городка Гоцу префектуры Симане.

Высадка на берег

Деваться было некуда. И командир, чтобы спасти экипаж, приказал высаживаться на японский берег. Моряки на шлюпках отправились на спасительный берег. Жители городка разглядели в тумане шлюпки и вышли им навстречу. Однако увидев Андреевский флаг на корме шлюпки, люди не на шутку испугались, началась паника. Многие подумали, что будет атака побережья, и ушли к подножию сопок, взяв с собой детей и необходимый скарб. Русские моряки тоже были озадачены: они не знали, есть ли в городке вооружённые силы и если есть, то в каком количестве. Некоторое время наблюдая передвижение местных жителей к сопкам, моряки убедились в том, что им ничто не угрожает, и попытались причалить к берегу. Но сильный западный ветер сводил все усилия на нет. Местный житель Кидзима Ясудзиро видел, как шлюпки то тащило к берегу, то уносило в море. По воспоминаниям очевидцев, японцы, поняв, что русские им не угрожают, сами стали подтаскивать шлюпки к берегу. Так удалось высадиться всему экипажу. Люди сострадали 13 тяжелораненым и 15 морякам, имевшим лёгкие ранения. Местный врач оказал помощь моряку с раздробленной челюстью и перебитыми ногами. Жители Ваки, знавшие о войне с Россией из официальных источников, понимая, что помогать морякам небезопасно, всё же разводили костры, готовили пищу. Моряки дарили жителям деревни наручные часы, кое-что из провианта. После подписания мирного соглашения переведённые в разряд пленных русские моряки почти все, как утверждают японские источники, вернулись на Родину.

Народная память

Вот что интересно: до сей поры в районе Ваки города Гоцу хранятся музейные реликвии того времени. Это винтовки, каска, форма матроса, сигнальные вымпелы, керосиновые лампы, бидон для молока и другие экспонаты. В год столетия со дня спасения экипажа "Иртыша" на японской земле проходили торжества по поводу этого важного события. В числе других был приглашён и представитель российского посольства. С того времени такие торжества стали ежегодными. Они традиционно проходят в Доме культуры Ваки. Стоит сказать, что на территории префектуры Симане известны 17 мест, где покоится 21 русский моряк. Есть могилы на семейных кладбищах, есть и могилы с надгробными камнями и надписями на них. Впрочем, японцы не отрицают, что пленные моряки учили местных жителей языку, песням, русской культуре и традициям. Возможно, с той поры и стали крепнуть дружеские связи Приморского края и префектуры Симане.

В этой связи хочется вспомнить то, как после Советско-японской войны 1945 года сдавшиеся в плен самураи восстанавливали народное хозяйство на территории Дальнего Востока. Те, кто не выдержал трудной работы, были захоронены в российской земле, в том числе и в селе Анучино Приморского края. Выжившие вскоре уехали на родину. Они вспоминали, по свидетельствам их родственников, о периоде пленения без злопыхательства и ненависти. Простые люди поймут друг друга всегда, главное — не мешать им и не сеять раздор.

Ну а память о прошлом останется с нами, и мужество русских моряков мы никогда не забудем. Они всегда в наших душах и сердцах.

Окончание следует

«Прогресс Приморья», № 6 (370) от 18.02.2016 г.

Подготовил Виталий Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно