|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Механик-водитель стальной машиныПоколение россиян, живших в Стране советов в середине прошлого столетия, хорошо помнит не только прекрасное произведение писателя-фронтовика Виктора Курочкина "На войне как на войне", но и киноленту с одноимённым названием. Фильм о войне, и пронизан он правдой жизни одного танкового экипажа "самоходки", командиром которого назначают молодого и неопытного, но бесстрашного, как станет известно позже, лейтенанта Саню Малешкина. Таких молодых людей, которые после краткосрочных курсов получали офицерское звание и отправлялись на фронт, было немало. И всё же мужчина-танкист — это по военным меркам нормальное явление. А вот женщина за бронёй и на броне гусеничной машины — событие особой важности, даже для фронта. Однако в последней большой войне удивляться было некогда, нужно было Родину защищать. Женщины не только оказывали помощь раненым, но и участвовали в авиационных небесных боях, стреляли по вражеским самолётам из "зениток", были снайперами, разведчиками, сапёрами, иные управляли танками, руководили, заметим, мужскими экипажами. Об этом наш разговор. Вначале трактор, затем — танкВ первый же день Великой Отечественной войны на фронт был отправлен Николай Лагунов, позже погибший в бою. Его сестра Мария тоже просилась на фронт, но её рапорт был отложен в сторону. Девушка продолжала писать прошения, но всё было тщетно. Свердловский военкомат всё время отказывал. И вот неожиданно Мария получает повестку и направляется вместе с другими добровольцами в Челябинск для обучения в военной автотракторной школе. Зимой 1942 года Лагунова попадает на Волховский фронт в батальон аэродромного обслуживания. Она корчевала на тракторе пни, валила деревья, ровняла землю, чистила от снега взлётную полосу. Во время одного из авиационных налётов Мария находилась в тракторе, но это не спасло её от контузии. Взрывной волной девушку выбросило из стальной машины. Её отправили в госпиталь, а затем в запасной полк, где она временно была киномехаником. Опять же зимой, но уже 1943 года, в полк прибыл военный представитель с Урала, который отбирал для обучения на курсах танкистов специалистов радиодела, башнёров, механиков-водителей. Мария, узнав эту новость, твёрдо решила записаться на курсы, однако наткнулась на категорический отказ. Аргумент был железный: танкист — профессия мужская, слабый пол в танки не берут, впрочем, как и на боевые корабли. Но нужно было знать характер Маши, чтобы понять то, что ничто её не остановит на пути к заветной мечте. Девушка написала письмо прямо на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина с одной просьбой — разрешить ей стать танкистом. И результат не заставил себя долго ждать: её зачислили в курсантскую школу. Учебный полк, куда направили Машу, базировался в Нижнем Тагиле. Лагунова училась усердно, досрочно сдала все экзамены и стала одним из лучших механиков-водителей на курсе. Боевое крещениеГвардии сержант Мария Лагунова сразу попала в железную бойню Курской дуги. Заметим, что там же вступили в схватку и танковые колонны "Приморский комсомолец" и "Хабаровский комсомолец", о формировании которых газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" рассказывала на своих страницах. Но в тех экипажах были мужчины, а в "нижнетагильском" вела танк женщина и делала это не хуже мужчин. После жестоких боёв под Курском наши танковые подразделения двинулись на запад. Началось освобождение от гитлеровцев Сумской, Черниговской и Киевской областей. Мария приняла в этих наступательных операциях непосредственное участие, показав себя бесстрашным и опытным механиком-водителем. Сослуживцы её уважали и говорили, знакомя с танкистами из других бригад, что "это танковый ас". Однако на войне как на войне, бывало всякое, да и смерть всё время ходила рядом. В наступательном 13-м танковом бою под Броварами 28 сентября 1943 года танк, которым управляла Мария Ивановна Лагунова, первым ворвался в село Княжичи и смял немецкое орудие, раздавил блиндаж и не дал уйти пытавшимся скрыться фашистам, но выпущенный снаряд из противотанковой пушки попал в машину Марии. Сержант Лагунова пришла в себя в госпитале. Борясь за её жизнь, врачи ампутировали ей обе ноги. Вдобавок была сломана ключица, не слушалась левая рука. Марию самолётом отправили в глубокий тыл. Она долго лечилась в госпиталях, перенесла немало операций. Ей писали письма с разных фронтов, поддерживали боевые товарищи и друзья, заваливая пачками писем. И она выстояла. Весной 1944 года Марию перевели в Москву, где в институте протезирования были изготовлены специальные протезы. Её уговаривали закончить службу, но ничего не вышло: она вернулась в родной нижнетагильский полк и приняла должность телеграфистки, упорно тренируясь ходить на протезах. Мария Ивановна демобилизовалась из армии в 1948 году. Жила в Свердловске. СемьяНаходясь в госпитале на лечении, Лагунова познакомилась с Кузьмой Яковлевичем Фирсовым, который тоже получил тяжёлое ранение. Они встретились после войны и стали мужем и женой. У них родилось двое сыновей, а затем и внуки появились. Интересно, что при жизни она доказала немцам, что даже без ног можно управлять танком. Этот случай произошёл в Германии, куда Мария Ивановна выезжала в составе делегации полка. Спустя 20 лет механик-водитель Лагунова снова села за рычаги железной гусеничной боевой машины. Её самолюбие задели сомнения одного из местных журналистов по поводу того, что "фрау" сможет управлять танком. Но он ошибся: Мария Ивановна вела танк уверенно и твёрдо, чем вызвала восхищение присутствующих на полигоне. Именно скептик и закричал первым: "Браво, фрау Маресьев!" Мария Ивановна Лагунова, механик-водитель среднего танка Т-34, награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, солдатской медалью "За отвагу". Она родилась в многодетной семье в селе Окольчиково, расположенном под Курганом. С 16 лет начала трудовую деятельность в должности чернорабочего на фабрике. К двадцатым годам её перевели на новую должность — дежурного электрика цеха. Марию всегда тянуло к технике. Она с завистью наблюдала за тем, как колдуют над своими машинами шофёры. Когда фабричный грузовик стоял в ремонте, девушка втайне от других изучала его устройство, а порой помогала собирать и разбирать двигатель. И когда впервые ей разрешили сеть за руль, она была на седьмом небе от счастья. Танкист Лагунова, несмотря на тяжелое ранение, прожила сравнительно долгую жизнь. Она скончалась в городе Бровары в 74-летнем возрасте. Что интересно, похоронена она именно в том месте, при освобождении которого в смертельной битве и получила тяжёлые ранения. Память о мужественной женщине увековечена в названиях улиц в Броварах и селе Княжичи. «Прогресс Приморья», № 7 (371) от 25.02.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |