|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Выше всех и дальше всех…В последних номерах газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш России "Прогресс Приморья" мы рассказывали о российских лётчицах, стоявших у истоков отечественной авиации. Интересен тот факт, что семена дали добрые всходы, понадобилось совсем немного времени, чтобы лётное дело Зверевой, Шаховской и других продолжили Полина Осипенко, Марина Раскова и Валентина Гризодубова. По стопам отцаСтепан Васильевич, отец Валентины Гризодубовой, в раннем детстве дочери много рассказывал о первых русских лётчицах. Он брал девочку с собой в поездки в Коктебель, где знакомил с авиаторами 1920-х годов. Он на тот момент находился в должности председателя секции планеризма. Так Валя познакомилась с такими известными авиаторами, как планерист и художник К.К. Арцеулов, молодыми, делающими первые шаги в авиации, ставшими в итоге известными авиаконструкторами О.К. Антоновым и С.В. Ильюшиным, будущим конструктором космической техники С.П. Королёвым и другими выдающимися соотечественниками. Под влиянием таких людей Валентина по определению не могла не стать летчицей. Она довольно быстро научилась управлять планером и мечтала овладеть самолётом. Было ясно, что другого жизненного пути ей судьба не уготовила. Могла ли вообще внучка дворянина, потомственного почётного гражданина Харькова, выросшего в авиационной среде, среди чертежей, рядом с самолётами и смелыми людьми, поднимающими их в небо, да ещё при отце-пилоте и авиаконструкторе остаться в стороне от авиации? Правда, кроме дедовой твёрдости характера, смелости, отваги и пренебрежения к риску при достижении намеченной цели Валентине передалась по наследству влюблённость отца в авиацию и технику, его потрясающее трудолюбие — от этих без преувеличения талантливых людей. От матери ей передалась способность к музыке и языкам. Ей до всего было дело. Учёба давалась Валентине легко, что позволило ей в короткие сроки закончить Тульскую лётную спортивную школу. Её, как одну из лучших учениц, направляют в Пензу в школу лётчиков-инструкторов. И здесь Валентина — снова лучшая. В 1929 году она возвращается в Тульскую лётно-спортивную школу умелым пилотом, хотя ей не было на тот момент и двадцати лет. Она уверенно вывела на первое место свою лётную группу. Её курсанты, такие же молодые, как она сама, быстрее всех осваивали теорию и практику полёта, самостоятельно вылетали с меньшим в школе налётом, показывая при этом прекрасную технику пилотирования. Одна из легенд о смелости Валентины походит на правду. Её современники вспоминали, как она, заставляя перебороть страх своих курсантов и внушая им веру в надёжность машины, не боялась передавать в полёте управление новичку, а сама, держась за расчалки, вылезала на крыло учебного биплана и продолжала полёт. Гризодубова, опираясь на личный опыт, самостоятельно разработала учебник по теории полёта, который на правах рукописи был одобрен и принят в качестве учебного пособия многими лётными школами страны. Она написала свою работу понятным и доступным каждому учлёту языком, в ней разъясняется, как действовать в тех или иных случаях полёта и что может случиться, если пренебрегать этими правилами; о том, как правильно исправлять ошибки и действовать в экстремальных случаях; даются ответы на вопросы, связанные с техникой пилотирования. Вовсе не удивительно, что многие юноши и девушки, кому она дала путёвку в небо, стали выдающимися людьми нашего Отечества, отмеченными званием Героя Советского Союза. Бывший её курсант, ас-североморец Борис Сафонов первым в годы Великой Отечественной войны получил это звание дважды. Другой Герой Советского Союза — Г. Черпятов — летал во время войны в полку авиации дальнего действия под её непосредственным командованием. Он называл Валентину Степановну "товарищ инструктор". Вовсе не удивительно, что обладающего прекрасной теоретической подготовкой и превосходными пилотскими качествами специалиста в 1934 году пригласили в сформированную по инициативе журнально-газетного объединения агитационную эскадрилью имени Максима Горького, чьё сорокалетие литературной деятельности отмечалось в 1933 году. Основной задачей личного состава этого авиационного подразделения была пропаганда отечественной авиации. Именно здесь родился призыв "Комсомолец — на самолёт!" Это способствовало притоку в авиацию тысяч юношей и девушек, ставших лётчиками, штурманами, авиационными специалистами и конструкторами, парашютистами. Во время полёта эскадрильи лётчики сажали машины прямо на сжатые поля, просёлочные дороги, на подготовленные заранее небольшие площадки. Отлично подготовленные пилоты, включая и Валентину Гризодубову, действовали умело, что позволяло избежать поломок. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 9 (373) от 10.03.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |