Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
24 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Огонь, вода и медные трубы трёхлинейки Мосина

Специалисты в области отечественного вооружения отмечают, что многие изобретения наших конструкторов, получившие прописку в армии и на флоте, служили добрую службу не одному поколению пользователей. Уникален в данном случае опыт конструирования стрелкового оружия. И если, например, пушки конструктора Грабина, о котором редакция газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш России "ПП" рассказывала в одном из номеров, получили признание во время Великой Отечественной воны и сыграли огромную роль в Победе над гитлеровскими полчищами, то винтовка Мосина прошла огонь, воду и медные трубы много раньше, пережив несколько революций, гражданскую и две мировых войны. И везде её признавали удобной во всех отношениях.

Недаром утвердилось присловье: "просто, как трёхлинейка". Винтовка на самом деле подкупала простотой и надёжностью. Однако ей пришлось выдержать непростую конкуренцию. Судите сами. Первый проект на базе ружья Бердана Сергей Иванович Мосин показал в действии в 1883 году. Он усовершенствовал винтовку, снабдив её магазином на восемь патронов. Но до кондиции винтовка была доведена лишь в 1889 году. Высокая комиссия проверяла надёжность всех механизмов боевого оружия тщательно, устроив своеобразный конкурс между винтовками Мосина и Нагана. Как говорится, мнения разделились. В военном министерстве разгорелись горячие споры, и тогда было принято решение провести масштабные испытания — 300 винтовок участвовали в стрельбах с той и с другой стороны. Результат оказался оглушительным: мосинская винтовка показала 217 задержек при подаче патрона из магазина, нагановский образец — 557. Однако мнения вновь разделились. И тут своё веское слово сказал Василий Бестужев-Рюмин, инспектор оружейных и патронных заводов Российской империи. Генерал убедил противников трёхлинейки Мосина в главном: она была просто устроена и отличалась прочностью. Аргументом стал тот факт, что изготовление на отечественных предприятиях обойдётся казне намного дешевле, чем покупка за границей винтовки Нагана. Был ещё один аргумент: генерал утверждал, что русские оружейники выполнят заказ быстрее, нежели бельгийские. Он понимал, что покупка в Бельгии партии винтовок приведёт к тому, что русская армия попадёт в зависимость. И в этом сумел убедить комиссию Василий Бестужев-Рюмин. Так решилась славная судьба трёхлинейки, а значит, и её создателя — Сергея Ивановича Мосина. Впрочем, за границей сразу заинтересовались мосинской винтовкой. Англичане, например, высоко оценили её технические свойства и, будучи скуповатыми, всё же купили образец винтовки и познакомили с ним военных. Молва о новом стрелковом оружии долетела и до США. Военный атташе писал Мосину: "Милостивый государь! Вам, без сомнения, известно, что наше правительство занято в настоящее время выбором оружия. Если бы Вы могли послать в Америку образец Вашего оружия, то это могло бы оказаться очень выгодным обоим: Вам и нашему правительству". Были предложения других государств, предлагающих конструктору сотрудничество, но русский оружейник остался в России и ни одного предложения не принял. Он присягал служить царю и Отечеству, что значило одно — его ум, знания и опыт принадлежат России.

Сергей Мосин родился в апреле 1849 года в селе Рамонь Воронежской губернии. После окончания гимназии с отличием Мосин поступил в Михайловское артиллерийское училище, затем — в Михайловскую артиллерийскую академию и закончил её с золотой медалью. Ему присвоили звание капитана и направили на Тульский оружейный завод. Он изучил устройство всего стрелкового оружия, которое использовалось в различных армиях. Заметим, что в конце ХIХ века европейские армии активно перевооружались. Россия заметно отставала в области модернизации. Тормозил процесс военный министр Пётр Ванновский. Он считал, что армия, имея на вооружении ружьё системы Бердана, вполне способна оказать сопротивление неприятелю. Вызов бросила бельгийская оружейная фирма "Наган", предложив многозарядную винтовку. Однако у Мосина уже к тому времени был готов образец отечественной трёхлинейки. Выдержав конкуренцию с Наганом, изобретение Мосина 16 апреля 1891 года наконец-то было оценено императором Александром III. Он лично утвердил образец трёхлинейки, разработанной изобретателем Сергеем Мосиным. Она заслужила похвалу не только русских солдат и офицеров, но и военнослужащих других армий. Вышло так, что в 42 года Мосин получил признание в России, а в 1900 году, когда Сергею Ивановичу шёл 51-й год, винтовку высоко оценили и на Западе. Ему вручили гран-при на престижной всемирной выставке в Париже. Винтовка покорила комиссию своей лёгкостью, оригинальной и надёжной конструкцией отсечки-отражателя, значительно снижающей риск заклинивания патрона в стволе, и тем, что могла быстро перезаряжаться в условиях боя. Сергею Ивановичу была выплачена премия в размере 30 тысяч рублей. Для сравнения: Наган за свою разработку получил 100 тысяч.

В расцвете творческих сил генерал-майор Сергей Мосин заболел воспалением лёгких и 26 января 1902 года скончался. Его же изобретение продолжало жить и совершенствоваться. Так, в 1946 году старший сержант Советской Армии Немцев разработал скоростной способ стрельбы из винтовки Мосина. За минуту стрельбы он выпустил по мишени с дистанции 100 метров 53 пули, 52 из которых легли точно в цель. Такова история отечественной винтовки, которая на несколько десятилетий пережила своего конструктора, сохранив о нём добрую память.

«Прогресс Приморья», № 11 (375) от 24.03.2016 г.

Подготовил Степан Марков

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно