Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Проект Николая Камова

В одном из номеров газеты "ПП" мы рассказывали о построенном конструкторским бюро О.А. Антонова "летающем  танке", который принял участие в боях в 1942 году. Однако ещё раньше, в 1933 году, Николаем Камовым, будущим главным конструктором вертолётного семейства "Ка", был придуман и спроектирован танк-автожир (читай, вертолёт) со складными лопастями, который был способен садиться на малые площадки практически без пробега.

Танк имел бронирование и был вооружён 20-мм пушкой и 7,62-мм пулемётом. Расчётная полётная скорость танка составляла 150 км/ч. Конструкторы изготовили модель для продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ, но по ряду причин дальнейшие работы были прекращены. И всё же конструкторы доказали на практике, что лопасти могут не только складываться, но и отстреливаться. Ярким примером здесь может служить многоцелевой разведывательно-ударный вертолёт Ка-52 "Аллигатор", который сегодня серийно выпускается на лидирующем предприятии ПРО СМР  ПАО ААК "Прогресс". Как видим, современному вертолётостроению вполне пригодились идеи прошлого века. Можно сказать, что важную роль в данном случае сыграли преемственность и опыт других поколений камовского КБ. В ХХI столетии, то есть сегодня, наш вертолёт по разного рода характеристикам не имеет аналогов в мире.

Стоит заметить, что работы над "летающим танком" велись не только у нас. Накануне Великой Отечественной войны, когда отечественные конструкторы опробовали в деле новые воздухоплавательные аппараты, английская фирма Saunders-Roe разработала проект танкодесантного модуля Р.1033, предполагавшего переброску танков через Ла-Манш в Европу. Р.1033, имевший четыре автономных двигателя и убирающееся шасси, должен был оторваться от земли на скорости 140 км/ч и перенести танк по воздуху на дальность около 900 км. Увы, но дальше расчётов проект не продвинулся в отличие, например, от "летающего танка" нашего конструктора Олега Антонова. Впрочем, японцы тоже предприняли попытку создать такой танк на исходе Второй мировой войны. Они разработали "летающий танк" Ку-6, весил он 2 тонны, однако все попытки оторваться от земли оказались тщетными.

Заметим, что не обошлось здесь и без американцев. Конструктор У. Кристи в 1932 году разработал макет "летающего танка", оснастив его биплановой коробкой, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестовидное хвостовое оперение. На передней кромке верхней плоскости устанавливался воздушный винт с редуктором. Вес такого сооружения составлял 5 тонн. После построения одного опытного образца были предприняты попытки поднять конструкцию в воздух. При взлёте танк первые 70-80 метров разгонялся как обычно, на гусеницах, затем механик-водитель, он же пилот, переключал привод двигателя на воздушный винт, после чего, пробежав еще 90-100 метров, танк должен был оторваться от земли. Посадку "летающий танк" осуществлял на гусеничное шасси, у которого все колёса оборудовались независимой подвеской с большим ходом в вертикальном направлении. Считалось, что такое устройство позволит беспрепятственно садиться изобретению прямо на поле боя. После посадки водитель-пилот при помощи специального рычага сбрасывал крыло с хвостовым оперением. Однако гладко было только на бумаге… Проблема переключения привода с гусениц на воздушный винт и обратно оказалась для конструкторов сложнейшей задачей. Эту загадку американские инженеры так и не разгадали, поэтому один опытный образец остался для истории, а другие десять—  без крыльев и хвостового оперения — так и не были переоборудованы в "летающие танки". Вот и получилось, что англичанам не удалось по воздуху перебросить "летающие танки" через Ла-Манш, американцам—  разгадать тайну переключения привода, а японцы вообще не смогли поднять изделие в воздух.

Николай Ильич Камов – авиаконструктор, создатель вертолётов "Ка", доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972).  

Н.И. Камов родился 1 (14) сентября 1902 года в городе Иркутске в семье учителя. Ещё учеником коммерческого училища он стал интересоваться авиацией и часто посещал демонстрационные полёты известных в то время пилотов. Приехал в Томск и поступил в Томский технологический институт, когда ему не было ещё и 16 лет. С 1918 по 1923 годы он учился на мехфаке и сидел за одной партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Х.Н. Славороссовым. Вероятно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению. В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.

В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир КАСКР-1 "Красный инженер". В1935 году под руководством Камова был создан боевой автожир А-7, использовавшийся во время Великой Отечественной войны.

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее – ОКБ им. Н.И. Камова. Камов и Скржинский предложили само слово "вертолёт".

Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани "Север-2" и Ка-30, глиссер.

«Прогресс Приморья», № 14 (378) от 14.04.2016 г.

Подготовил Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно