Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Морские манёвры великого адмирала

Российская армия и флот начала ХХI века сродни армии и флоту конца века ХVIII. И вот почему: и в то, и в наше время вооружённые силы были надеждой и опорой большого государства. И если Александр Суворов и Фёдор Ушаков следовали петровским заветам, то войска нового образца 2000-х следуют победному примеру героев Отечественной войны 1812-го и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Без преувеличения можно сказать, что сегодня защита рубежей нашего Отечества отличается стабильностью, более того, армия и флот оснащаются всё новыми и новыми видами вооружения. Думается, в последние годы традиция профессионально служить свой Родине выходит на первый план. При таком подходе народу точно не придётся кормить чужую армию.

 Однако давайте отмотаем ленту памяти назад и заглянем в ХVIII век, когда русский военный флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова не потерпел ни одного поражения на море, более того, он не знал, что такое отступление. Сегодня нетрудно поверить в то, что паренёк из небогатой дворянской семьи из села Бурнаково, что под Ярославлем, получивший первые уроки военной истории от своего отца, отставного сержанта гвардии, стал к 55 годам не только адмиралом, но и грозой турецкого флота большой тогда Османской империи. Россия вообще всегда славилась талантами из глубинки. Ушаков-старший, воспитанный петровскими прогрессивными идеями, мечтал о блестящей военной карьере сына. Фортуна оказалась на стороне Ушакова-младшего. По соседству с усадьбой Ушаковых доживал свой век канонир армии Петра I. Он мог часами рассказывать о победах русского флота над шведами, боевых походах и морских баталиях. С этого всё и началось. Сын уговорил отца отправить его в Петербург на учёбу в Морской кадетский корпус, учредителем которого была императрица Елизавета. Учёба увлекла Фёдора с головой. Будущий адмирал изучал морское дело на совесть и уже в 1763 году совершил первое плавание на корабле "Святой Евстафий". Спустя три года он окончил Морской корпус, имея четвёртый результат на выпускном курсе, и получил своё первое звание — мичмана. Его направили на Балтику, где он служил в составе команды гребного флота.

 К тому времени Екатерина Великая пришла к пониманию того, что России нужен сильный парусный флот, лишь тогда можно добиться превосходства во внешней политике и охранять не только собственные границы, но и контролировать подступы к ним в Средиземном море и в Атлантическом океане.

С началом Русско-турецкой войны служба Ушакова в вёсельном флоте закончилась, его направили в Донскую флотилию, где он служит под командованием контр-адмирала Сенявина. В 1769 году Ушаков получает чин лейтенанта, в 1772 году он впервые командует судном, 44-пушечной плавучей батареей. За время Русско-турецкой войны Ушаков командовал ботом "Курьер", 16-пушечным кораблём "Модон", который принял бой с турецким десантом в Балаклаве. Именно за этот поход 1773 года командование производит Фёдора Фёдоровича в капитан-лейтенанты. На Балтике он принимает фрегат "Северный орёл" и через год отправляется в Средиземноморскую экспедицию в составе нескольких русских фрегатов якобы для сопровождения торгового флота под русским флагом. По сути эта экспедиция была не что иное, как демонстрация другим европейским державам мощи военно-морского флота России. Поход длился четыре года, и, вернувшись в Петербург, Ушаков заскучал. И вот почему. В походе он проявил себя с лучшей стороны, был замечен командованием и в 1780 году был назначен капитаном императорской яхты. Тихая и спокойная служба претила Ушакову. Несмотря на то что не каждому была оказана такая честь, Фёдор Фёдорович всячески добивался перевода в действующий флот. И вскоре, благодаря изменению международной обстановки, он получил новое назначение. Англия воевала с Францией и Испанией. Россия занимала нейтралитет, но её флот контролировал ситуацию. Ушаков командовал 64-пушечным линейным кораблём "Виктор". Он входил в состав эскадры контр-адмирала Сухотина, сформированной для защиты от британских капёров кораблей нейтральных государств, не участвующих в войне. Ушаков проявил себя с лучшей стороны. Однако большее величие он получил позже, когда сумел наладить контроль за строительством военно-морской базы в русском городе Севастополе. В то время быстрыми темпами развивался Черноморский флот, нужны были опытные, грамотные, знающие военное дело офицеры. И Ушаков снова попал в родную стихию. Его назначают командовать недавно заложенным на верфи в Херсоне 66-пушечным линейным кораблём "Святой Павел". Именно здесь служба принесла ему первую награду — орден Святого Владимира 4-й степени.

Дело было так. Когда полным ходом шло строительство Черноморского флота, в Херсоне случилась вспышка чумы, но в этой ситуации Ушаков не растерялся: он, не имея медицинских знаний, распорядился в лазаретах применять для лечения уксус и спирт. И это помогло. Более того, он широко использовал карантин и уделял внимание противочумной профилактике. Моряки, находившиеся в его подчинении, не пострадали, солдаты гарнизона да и простые граждане — тоже. За сохранение жизней россиян, проявленную находчивость Ушакова наградили орденом, а затем и произвели в капитаны 1-го ранга. Когда Екатерина в 1787 году прибыла в Севастополь, она увидела стоящий на рейде русский военный флот. Ушаков был произведён в бригадиры. В этом звании он начал Русско-турецкую войну 1787-1791 годов. В июне русские войска готовились к штурму Очакова. Командующий Черноморским флотом контр-адмирал Войнович отдал приказ выдвигаться с целью поддержать сухопутные войска. Авангардом командовал Ушаков, которому подчинялся линкор "Святой Павел". Эскадра состояла из двух 50-пушечных, восьми 40-пушечных фрегатов, 20 мелких судов и двух линейных кораблей. Турецкий флот превосходил российский значительно, линейных кораблей было 15, пять из них 80-пушечных, 8 фрегатов и 24 вспомогательных судна. Турки имели 1120 орудий, наши — 550.  Российский флот мог располагать 4000 русских моряков, турецкий имел в своём распоряжении 10000. Тем не менее, флот Османской империи, базирующийся у острова Тендра, не рискнул вступить в бой, он уходил всё дальше и дальше. Но русские корабли продолжали преследование до тех пор, пока 14 июля не настигли противника у острова Фидониси. Казалось, что русскому флоту грозит поражение, но Ушаков в корне изменил тактику: он приказал атаковать всеми своими кораблями в первую очередь головной флагман, где расположился командующий флотом Гасан-паша. Турки, выстроившись в две кильватерные колонны, подготовились к бою. И тут произошла внезапная атака османского флагмана всей мощью русских кораблей. Ушаков на "Святом Павле" зашёл в тыл флагману. Корабль загорелся, моряки принялись тушить судно, вышедшее из общей колонны. Тут же другие корабли атаковали лишившихся командования турок и подожгли их. Другие вообще не вступили в бой, бросившись догонять горящий флагман Гасан-паши. Победа русского флота была убедительной, хвалёные османы думали только о том, как не потерять все свои корабли, поэтому на всех парусах уходили прочь от места битвы. Победа стала большим событием не только в России, на флотах других государств заговорили о русских кораблях. Многие поняли, что нужно воевать не числом, а умением, что и продемонстрировал Ушаков. За этот победный поход с применением новой тактики Фёдор Фёдорович получил орден Святого Георгия 3-й степени и чин контр-адмирала.

Однако турки не успокаивались, продолжая тревожить русский флот. В 1790 году Ушаков становится командующим Черноморским флотом, которому в начале июля пришлось вступить в бой с османским флотом с десантом на борту. Гасан-паша привёл эскадру в Керченский пролив. Имея преимущество в артиллерии, он принял решение атаковать корабли русских по ветру. Упредив атаку, Ушаков за счёт маневрирования ушёл от вражеских снарядов и вынудил турецкую колонну кораблей пройти сквозь русский строй, который вёл шквальный перекрёстный огонь. Обескураженный Гасан-паша бежал, добить его флот помешала ночь, которая укрыла вражеские парусники. В этой схватке Ушаков применил невиданный ранее приём: его корабль шёл впереди эскадры, что позволяло ему руководить боем и избегать дублирования команд, а значит, их задержек. Неугомонный Гасан-паша, собравшись с силами, привёл флот к острову Тендра, однако был замечен русскими моряками и 28 августа разбит, потеряв при этом три линейных корабля, один из которых был захвачен, в том числе флагман. Капудан-паша, командующий флотом, и 2000 моряков попали в плен. Заметим, что русская эскадра потеряла всего 21 матроса.

Но турки не желали признавать поражение. 31 июля 1791 года османский флот был атакован русскими вблизи болгарского мыса Калиакрия. Несмотря на двойное превосходство в артиллерии турок, Ушаков решительно повёл эскадру на штурм. Линейных кораблей у османов было больше (18 против 16), но Фёдор Фёдорович, используя внезапность манёвра, одержал блестящую победу. Турки, лишившись общего руководства, спасались бегством, укрываясь в разных портах и гаванях, встречающихся на пути отступления. Панические настроения охватили Константинополь, жители ждали прихода, как они говорили, "Ушак-паши" с его матросами, которые захватят город. Чтобы не допустить этого, османы поспешили заключить выгодный для России Ясский договор. В 1793 году Ушакова производят в вице-адмиралы. Это был триумф бывшего парнишки из небольшого российского селения Бурнаково. В дальнейшем он станет адмиралом флота Российского, а Александр Суворов, о подвигах которого газета Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала ранее, напишет ему: "Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!" И эти слова великого полководца дорого стоят. Ушаков не потерпел ни одного поражения: ни в войне с турками, ни позже — в войне с французами, освобождая Рим и Неаполь.

«Прогресс Приморья», № 14 (378) от 14.04.2016 г.

Подготовил Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно