|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ленд-лиз по-американскиПродолжение. Начало в № 16 Американским политикам было на руку, что гитлеровцы проехались железным катком по Великобритании и Франции. Правительства этих государств были вынуждены заключить договоры о ленд-лизе с США, промышленность которых была быстро переориентирована на военные рельсы. Толстосумы потирали руки и подсчитывали барыши. Информационная пропаганда такой необходимой и своевременной помощи американского правительства воюющим против Гитлера странам раздувалась так, что обыватель верил в то, что главную роль в войне сыграли именно Соединённые Штаты. Буржуазные политики искусственно фабриковали статьи, подвергая фальсификации события тех лет. Они преувеличили значение поставок по ленд-лизу в СССР, убеждая общественность в том, что это и стало решающим в разгроме фашистской Германии. На деле же удельный вес получения Советским Союзом по ленд-лизу товаров и материалов, которые доставлялись на территорию страны на судах во Владивосток, Архангельск, Мурманск, а также через территорию Ирана, в общей сложности не превышал 4 % объёма производства промышленной продукции на отечественных предприятиях, эвакуированных глубоко в тыл. Заметим, что в короткие сроки заводы и фабрики были приведены в действие и работали исключительно для нужд фронта. По американским официальным данным на конец сентября 1945 года из США в СССР было, в частности, отправлено 14796 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131600 пулемётов. Ясно, что американские статистики занимались приписками. По воспоминаниям ветеранов известно, в каком виде поступало то или иное вооружение в Красную Армию. Погруженное в спешке вооружение приходилось доставлять, теряя в море караваны и корабельные команды. После доставки грузы отправляли на заводы для приведения в порядок всех узлов и механизмов. Были случаи, когда танки приходили без башен, а самолёты без крыльев или пропеллеров. Порой совершенно не было запасных частей, что усложняло работу. Между тем СССР в течение трёх последних лет войны производил ежегодно свыше 30 тыс. танков и САУ, до 40 тыс. самолётов, не считая другого вооружения. Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили, тракторы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. 15 октября 1945 года подписано советско-американское соглашение о продаже товаров, предназначающихся для поставок по ленд-лизу в кредит, на 244 млн. долларов. Кто кому должен?В декабре 1946 года США, начавшие открыто проводить враждебный курс по отношению к СССР, прекратили действие этого соглашения. В 1947-48-м, затем в 1951— 52-м и в 1960-м годах между СССР и США велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. Советское правительство возвратило часть полученного имущества американцам и выразило готовность произвести оплату оставшегося. Однако после долгих дебатов стороны не смогли прийти к единому мнению о величине компенсации, по причине того что США значительно завысили её по сравнению с расчётами с другими странами, в числе которых находились страны капиталистического лагеря, враждебно настроенные к СССР. Идя на уступки государствам, входящим в блок НАТО, правительство США надолго отложило вопрос о расчётах по ленд-лизу с СССР, пытаясь получить большую компенсацию за давно оказанную помощь, совершенно сбрасывая со счетов то, что техника, стоявшая на вооружении в советской армии, не использовалась, потому что срок амортизации давно истёк. Проведённая в армии модернизация оставила допотопные образцы американского вооружения далеко позади, и всё равно США пытались даже из этого металлического лома извлечь выгоду. В 1972 году в ходе непростых переговоров стороны подписали соглашение об урегулировании претензий по ленд-лизу. Платежи в размере 722 млн. долларов ставились СССР в зависимость от предоставления наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Но и здесь американское правительство принялось искать выгоду, предложив в дальнейшем Стране Советов удобные лишь одной стороне условия, затянув тем самым решение вопроса на годы вперёд. Во времена перестройки, когда всё советское шельмовалось и из памяти народной всячески вымывались достижения армии, переписывались учебники истории, говорилось о том, что только благодаря союзникам была одержана победа во Второй мировой войне, о ленд-лизе практически не вспоминали. И вовсе не потому, что эта тема была закрыта. Наоборот, появлялась новая информация западных исследователей о ленд-лизе, и всё больше приводилось аргументов в пользу американцев как победителей. Благо, в дальнейшем у руля российского государства оказались люди, которые пресекли развал армии, взяли курс на модернизацию всех Вооруженных сил России, вспомнили былые достижения СССР, доказав тем самым, что мы вовсе не Иваны, не помнящие родства, а достойные продолжатели прошлых поколений. И когда видишь идущих в общем стою правнуков павших на фронтах Великой Отечественной воинов, на душе становится спокойней: значит, когда-нибудь и это поколение проявит себя, оно впитывает патриотизм с малых лет, значит, им уже не безразлично, кто внёс львиную долю в общую победу, кто помогал, как говорится, от чистого сердца, а кто подсчитывал барыши от выгодной сделки, называемой ленд-лизом. Весной 2016 года исполнилось 75 лет со времени появления на свет закона о ленд-лизе. Сегодня отношение к нему меняется по причине понимания того, что советский народ и армия остались один на один с адской гитлеровской машиной, сметающей всё на своём пути. Наши предки вначале выстояли, а затем погнали врага вон из страны. Заметим, что тогда же наши будущие союзники американцы "играли мышцами" своей армии в противоборстве с Японией. О поражении ВС США под Пёрл-Харбором редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала на своих страницах ранее. Сегодня вспомним забытую дуэль США и Японии у советских берегов. Заметим, что в районе Аляски шла вялотекущая война двух армий. Как таковых столкновений было мало — по причине плохой погоды осенью 1942 года. Несмотря на то что американские ВВС совершали полёты регулярно, в боях было потеряно всего 9 самолётов. И вот что интересно: из-за плохих погодных условий и по техническим причинам США потеряли 63(!) воздушные машины. Если свои лётчики летали на неисправных самолётах, что тогда говорить о советских пилотах, которым приходилось выполнять более сложные задачи в жестоких боях с немецкими асами? Ответ на поверхности: ленд-лизовские самолёты на наших заводах доводили до кондиции, поэтому плохая погода не могла стать причиной гибели такого количества воздушных машин. Но вернёмся в район Аляски, где бесконечные осенние дожди спутали планы обеих армий. Японский штаб никак не мог прийти к единому решению: одни предлагали усилить оборону Киски и Атту, другие, наоборот, ратовали за уход с этих островов. Неконкретен был адмирал Хосогайя, который вначале приказал снять войска с Атту и перебросить их на Киски для усиления гарнизона, а спустя месяц снова приказал вернуться на остров. Американская разведка бездействовала и упустила хорошую возможность без боя взять остров Атту. Она просто прозевала этот манёвр японцев. Тем временем американцы высадили войска и строительную технику на остров Адак и принялись строить военный аэродром передового базирования. До ближайшего аэродрома Умнак было неблизко — без малого 350 миль. За десять дней сапёры и военные строители соорудили здесь взлётно-посадочную полосу, способную принимать бомбардировщики. Вскоре сюда были переброшены из 36-й бомбардировочной эскадрильи "В-17" и истребители сопровождения "Р-38". Понимая, что время уже упущено и блокада островов потребует немалых усилий и затрат, командование США засекретило операцию по захвату островов, сокращая дистанцию, занятую японцами Киски, до минимума. Американцы двигались к острову Амчитка, который достигал сорока миль в длину и три в ширину. От Киски он находился всего в 50 милях. 4 января 1943 года командующий ВМС США на Тихом океане адмирал Честер Нимитц назначил контр-адмирала Томаса Кинкейда, воевавшего в южных морях, командовать операцией в зоне Алеутских островов. 2100 человек личного состава были высажены на Амчитку, и началось строительство взлётно-посадочной полосы. Первые штурмовики "Р-40" приземлились 28 января в наскоро построенном аэропорту. Помимо авиации контр-адмирал Чарльз Макморрис сформировал оперативную группу в составе двух крейсеров и четырёх эсминцев. Им вменялось выполнение задания по перехвату японских конвоев, доставляющих личный состав, технику, вооружение и снабжение гарнизонам, базирующимся на Атту и Киски. Особых хлопот американцы японским караванам не доставили, лишь в конце февраля торпедоносец налетел на транспортный корабль "Черибу-Мару" с грузом бульдозеров и другой строительной техники для сооружения взлётной полосы и потопил его. Как таковых военных побед не было. Более того, японцы взяли реванш весной, атаковав тяжёлый крейсер "Солт-Лейк-Сити", разворотив ему снарядом машинное отделение. Однако всё по порядку. Японское командование к весне приняло окончательное решение: прорвать американскую блокаду островов резким броском и укрепить местные гарнизоны. Таким образом, появлялась возможность укрепить собственный плацдарм как у побережья Аляски, так и у советской границы. Адмирал Хосогайя собрал мощный конвой из трёх крупных транспортов и четырёх тяжёлых крейсеров охранения, призванных раз и навсегда разделаться с американским корабельным заслоном. 22 марта 1943 года конвой вышел с острова Парамушир (Северные Курилы) на Киски. Поутру 26 марта американский самолёт-разведчик засёк примерно в 200 милях к западу от Атту и 100 милях южнее Командорских островов японский конвой. Вначале дело казалось простым, но, когда адмирал Макморрис получил известие о том, что сопровождают конвой тяжёлые крейсера, он приуныл и был вынужден маневрировать. Главный бой шёл между тяжелыми крейсерами "Солт-Лейк-Сити" и "Начи". Эта дуэль длилась три с половиной часа. В итоге японский крейсер взял верх, американский корабль застопорил ход и стал хорошей мишенью. Моряки с эсминцев сопровождения поставили дымовую завесу и тем самым уберегли корабль от потопления. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 17 (381) от 26.05.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |