|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ленд-лиз по-американскиПродолжение. Начало в № 16 Тяжёлый крейсер "Солт-Лейк-Сити" оставался на плаву, американцы ждали очередной атаки японцев, но они поступили не логично по военным меркам. Вместо того чтобы добить поражённый корабль, японский конвой получил приказ возвращаться на базу. По одной из версий, японцы испугались ложной информации о том, что приближается американская торпедоносная авиация, которая могла бы решить удачный исход боя в пользу последних. Когда японцы ушли, были подсчитаны потери. Флот США недосчитался семи моряков. Противоположный флот потерял на семь человек больше. Для трёхчасового морского сражения потери, мягко говоря, минимальные. История знает немало морских боёв, жертвы которых исчислялись сотнями. Другим итогом той "стычки" стало отстранение от должности адмирала Хосогайя, а экипаж "Солт-Лейк-Сити" чествовали как победителей, несмотря на то что японцы чуть было не отправили на дно этот "непотопляемый" крейсер. Проявив "милосердие", японцы сами лишили себя победы у Командорских островов. Однако считать их проигравшими было бы неправильным. Японцы по-прежнему занимали ряд стратегически важных территорий. Одной из них был остров Атту, на котором расположился военный гарнизон в 500 человек личного состава. Зная это, командование США поставило задачу всего лишь одному полку освободить территорию за три дня. К тому времени на Аляске начитывалось 150 тысяч человек американского личного состава, находящегося под единым командованием генерала Бакнера. Но количество, как известно, не всегда переходит в качество. Американские подразделения не имели определённой выучки к боевым действиям в островных условиях. Более того, отсутствовали амфибийные средства, поэтому возник вопрос, кого посылать для атаки острова. В Вашингтоне головоломку решили просто, поручив выполнение приказа 7-й моторизованной дивизии, перебросив её с песчаных пляжей Калифорнии к берегам Аляски. Изначально дивизию планировалось отправить в Северную Африку для участия в боях против танковых подразделений Ромвеля. До сих пор остаётся загадкой тот факт, что имевшая опыт войны на Алеутских островах 35-я пехотная дивизия генерала Корлетта оказалась не у дел. Уже немолодой генерал-майор Браун, командовавший 7-й дивизией, участник Первой мировой, получив приказ взять Атту за три дня, понял, что это сделать невозможно. Гористый рельеф острова, наличие японского гарнизона, по уточнённым данным разведки состоявшего из 1600 человек, умение высаживать десант лишь на жаркие пляжи Калифорнии в бухте Монтеррей усложнили выполнение приказа в разы. Японская разведка тоже не дремала, и, когда американский десант вышел в море, гарнизон Атту вырос до 2600 человек. Ясно, что первоначальные данные разведки сильно разнились, и успех американского десанта был поставлен под сомнение. Заметим, что в Вашингтоне ставили задачу овладеть островом за три дня. Однако осада затянулась, блицкрига не получилось. И так происходило практически всегда. Более того, американцы за время войны бездарно теряли самолёты и пилотов, отправляя экипажи практически в никуда. Бомбардировщики либо сбивались с курса, либо им просто не хватало горючего, чтобы дотянуть до нужной точки. Показателен пример машины с бортовым номером 02242, которая залетела на советскую территорию и, к счастью, удачно совершила посадку. Это случилось 18 апреля 1942 года. Один из 16 самолётов, бомбивших Токио, при возвращении сбился с курса и был обнаружен советскими силами ПВО. Русские истребители вынудили сесть самолёт Б-25Б. Лётчиков Йорка и Лэбека накормили, обогрели, допросили и с Дальнего Востока переправили вначале в Пензенскую, а затем в Пермскую область, откуда доставили в Ашхабад и уже потом через Иран — на родину в США. За то, что они залетели на чужую территорию, командование американской армии представило их к наградам. Однако этим пилотам повезло: из 16 самолётов эскадрильи, вылетевших на задание, уцелел лишь один, о котором шла речь выше. Остальные просто сгинули, и, где их последнее пристанище, до сих пор неизвестно. Они летели практически с пустыми баками. Впрочем, бомбардировщик с номером 02242 до 1948 года был приписан к аэропорту Угловая-Центральная под Владивостоком. Или заведомо они были обречены, или неправильно рассчитывался расход топлива техническими службами? Остаётся лишь гадать, но факты — вещь упрямая, и если говорить о поставках по ленд-лизу тех же самолётов, то здесь тоже не всё гладко. США, мечтая о господстве в Тихом океане, всячески пытались доказать, что их Вооружённые силы непобедимы, но, постоянно получая отпор в боях с японцами, они всё больше и больше недоумевали по поводу того, что Страна восходящего солнца всё ещё не капитулировала. Эта критическая масса военных неудач с применением обычного вооружения копилась неумолимо, и в 1945 году план мести за поражения был осуществлён в небе Хиросимы и Нагасаки. Нет в мире другой страны, которая бы решилась на такой бесчеловечный шаг — атомные бомбардировки двух мирных городов, приведшие к десяткам тысяч жертв. Дело очень серьёзное, не имеющее срока давности. И если на Нюрнбергском процессе был осуждён фашизм, то почему до сих пор не создан суд по осуждению атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки? Есть ещё свидетели той драмы, живы их родственники, получившие плохую наследственность и ставшие инвалидами. Цель — приблизить окончание Второй мировой войны двумя бомбами — не была достигнута, японская Квантунская армия продолжала сопротивление на Дальнем Востоке, и советская армия теряла на полях сражений бойцов и командиров до той поры, пока в сентябре Япония не признала себя побеждённой и не подписала документ о полной капитуляции. И при чём здесь США, если на протяжении всей войны её армия не смогла одержать ни одной более или менее безоговорочной победы? А ленд-лиз был нужен для того, чтобы убедить мировую общественность, что американцам небезразлично происходящее в Европе. Не важно, кому помогать, — русским, вставшим на защиту своих городов и сёл, или тем же гитлеровцам, которые после войны нашли пристанище в США, а некоторые дожили до глубокой старости, так и не получив осуждения общественности за свои деяния как на оккупированных территориях, так и в концентрационных лагерях, разбросанных по Европе. Миллионы павших наших сограждан — вот цена общей победы. Здесь и те, кто погиб в Северных ленд-лизовских конвоях. Если на чашу весов поместить не материальные, а людские потери, то США крыть просто нечем. И весь их вклад в победу во Второй мировой измеряется поставками по ленд-лизу и открытием Второго фронта в тот период, когда наша армия громила фашистов на всех направлениях, освобождая одно европейское государство за другим. Подняв шумиху вокруг Второго фронта, США примазались, как говорят у нас, к победам советских войск на последнем этапе войны. Жаль, что новое поколение американцев не знает, кто на самом деле спас Европу от "коричневой чумы". И о Хиросиме и Нагасаки американские школьники тоже не знают правду. Когда слышишь аргумент, мол, бомбили города, чтобы сохранить миллионы жизней на планете, то тут же вспоминается американский солдат из киноленты "Спасти рядового Райана". Ищут его все, сбились с ног, одного-единственного солдата. Да ещё с таким пафосом! А тысячи японских жителей, уничтоженных атомными бомбардировками, — как бы само собой разумеющееся. Райана потеряли, караул! — вот это трагедия мирового значения. И так во всём. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 18 (382) от 02.06.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |