Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Покорение Северной Атлантики

Ледокольному флоту России нет равных. Эта истина доказана временем, поэтому и арктические экспедиции являются обязательными вот уже много десятилетий. Пробиваться сквозь льды — работа не из лёгких, но российские моряки никогда не пасовали перед трудностями, потому что закалку они получили давно, с тех времён, когда первые покорители Северного Ледовитого океана на плохо оборудованных судах с риском для жизни выходили в неизвестность.

История помнит этих мужественных первопроходцев, как помнит и рейс российского ледокола "Красин" и его героев. О некоторых рейсах редакция газеты ПРО СМР "ПП" не однажды рассказывала на своих страницах. Сегодня мы вспомним другие рейсы, которые тоже вошли в историю. Они связанны с покорением Северной Атлантики, которая никогда не давала победителям долго почивать на лаврах. Не успели немецкие судовладельцы дать требуемое количество банкетов и интервью по поводу блистательных побед "Бремена" и "Европы", как итальянские судовладельцы решил начать борьбу за мировое господство с покорения Северной Атлантики, и было решено в срочном порядке построить два лайнера, предназначенных специально для завоевания "Голубой ленты Атлантики".

Как правило, для постройки столь сложных инженерных сооружений требуется не менее трёх-четырёх лет, но судостроители обязались уложиться в два года. Спешка дала о себе знать в первых же рейсах: на новых лайнерах выявились серьёзные неполадки и недоделки. Но пока судостроители рапортовали о том, что оба парохода — "Рекс" в Генуе и "Конте ди Савойя" в Триесте — строятся строго по графику. Муссолини доложили, что ходовые испытания прошли отлично и суда продемонстрировали доселе невиданную скорость — свыше 30 узлов. На Международной промышленной выставке, проходившей в 1932 году в Нью-Йорке, тысячи зрителей любовались моделью "Рекса", который поражал своей красотой и архитектурным совершенством. Только что созданная компания "Италия лайн", щедро субсидируемая итальянским правительством, громогласно оповестила весь мир, что её новые лайнеры в первых же рейсах побьют все рекорды Атлантики.

"Рекс" и "Конте ди Савойя", хотя и считались однотипными судами, всё-таки кое-чем отличались друг от друга. "Рекс" несколько превосходил "Конте ди Савойя" по размерениям, количеству паровых котлов и размещению пассажиров разных классов. Гордостью "Рекса" был огромный бальный зал, расположенный по высоте на двух палубах и занимавший площадь в 700 квадратных метров. Таких просторных пассажирских помещений Атлантика ещё не знала. Ещё один прекрасный салон под названием "Колонна" высотой 7 м и площадью 600 квадратных метров украсили мраморными пилястрами, классическими скульптурами и фресками в стиле ХVII века. Простором и роскошью дышали обеденные столы, каюты и другие помещения.

Нетрудно представить, с какой помпезностью "Рекс" отправился в первый рейс. 27 сентября 1932 года в Генуе гремели оркестры, из репродукторов неслись хвалебные речи, проходили торжественные шествия. Список пассажиров (2030 человек) пестрел знаменитостями. Но торжества кончились с выходом "Рекса" в рейс. Не успело судно выйти из Средиземного моря в открытый океан, как начались неполадки в главных двигателях, и "Рекс" поменял курс на Гибралтар, чтобы зайти на ремонт. Представители компании уверяли, что все дефекты будут устранены в течение нескольких часов, но прошли сутки, за ними — вторые, а "Рекс" всё ещё стоял в Гибралтаре. Раздражённые пассажиры стали покидать судно. Вскоре из 2030 человек до Нью-Йорка на итальянском лайнере добрались всего 1300 человек, но и их на протяжении плавания всё время выводили из равновесия какие-то неполадки, например, десять лифтов не работали, нерегулярно подавалась горячая вода. Тем не менее 7 октября 1932 года "Рекс" достиг берегов Америки. Жителям Нью-Йорка новый трансатлантик очень понравился, и они предсказали ему большой успех.

30 ноября 1932 года в Италии состоялось новое торжество — в рейс уходил лайнер "Конте ди Савойя". Пассажирам были обещаны все земные блага, включая гарантии от проявления морской болезни благодаря гидростабилизаторам и ванны для собак. Рейс протекал более или менее нормально, но, когда до берегов Америки оставалось 200 миль, выяснилось, что в одном из кингстонных клапанов, расположенных ниже ватерлинии, образовалась трещина, через которую за несколько минут вода залила всё помещение, занятое динамо-машиной. Здесь опять сказалась ничем не обоснованная спешка: на большинстве судов в таких случаях используют аварийный клапан, но строителям некогда было заниматься такими мелочами. Клапан обычно изготавливается из латуни, но этот отлили из первого, что попалось под руку, — из чугуна. К счастью, повреждение быстро заметили, но, пока заводили и приклёпывали стальной лист, лайнер десять часов дрейфовал, и, естественно, ни о каком побитии рекорда не могло быть и речи. Тем не менее, несмотря на неудачный дебют, оба лайнера показали себя достойными соперниками в борьбе за "Голубую ленту". В августе 1933 года "Рекс" стал обладателем этого приза, на целый узел превысив среднерейсовую скорость германских скороходов. Он же вошёл в историю трансатлантического судоходства как первый юридически оформленный чемпион Атлантики.

Дело в том, что в течение целого столетия приза для обладателей "Голубой ленты" не существовало. На мачте судна-чемпиона вывешивалась голубая лента, а члены экипажа получали денежное вознаграждение. И вот теперь руководители Международного комитета по определению условий для завоевания "Голубой ленты", созданного в 1934 году, решили восполнить этот пробел. Сам кубок для награждения лайнера-рекордсмена появился совершенно неожиданно: экстравагантный миллионер Гарольд Хейлс заказал лучшему ювелиру страны изготовить скульптурную группу, олицетворяющую "Голубую ленту Атлантики".

На массивной подставке из оникса стоят две крылатые фигуры богини победы, поддерживающие земной шар. Между ними сидит легендарный бог моря Нептун и его жена Винилия. На земном шаре голубое эмалевое пятно причудливой формы — это Атлантический океан, через него прочерчена красная полоса — трасса пассажирских лайнеров. Земной шар окружён широким кольцом, на котором уже после изготовления кубка были изображены четыре трансатлантика: "Грейт Вестерн" (его первый рейс стал предысторией последующих трансатлантических гонок) и три обладателя "Голубой ленты" — "Мавритания", "Рекс" и "Нормандия". С четырёх сторон земного шара в виде старинных картушек компаса указаны четыре направления ветра. На самом верху изображены две борющиеся фигуры: одна из них символизирует стихию, а вторая — человеческий ум и силу. Высота скульптурной группы — 120 см, сделана она из чистого серебра и весит 18 кг.

За сто с лишним лет борьбы за "Голубую ленту" обладателями этого почётного трофея были десятки лайнеров, но серебряным кубком, впервые врученным "Рексу", владели лишь три лайнера — "Нормандия", "Куин Мэри" и последний обладатель "Голубой ленты" американский трансатлантик "Юнайтед Стейтс".

Тысячу раз был прав Христофор Колумб, сказавший однажды, что на Атлантике можно заработать только славу, но не деньги. Несмотря на широкую популярность, итальянские скороходы не давали ожидаемой прибыли. И очень скоро руководители компании "Италия лайн" заявили, что компания больше не намерена строить столь крупные суда, а ограничится среднетоннажными лайнерами с умеренной скоростью, перевозящими, кроме пассажиров, большое количество различных грузов, которые обеспечат судовладельцам хорошую прибыль.

Вторая мировая война спутала все карты судовладельцев и вместо "Голубой ленты" преподнесла "Рексу" и "Конте ди Савойя" траурный креп. Как известно, до середины 40-х годов Италия оставалась официально нейтральной, поэтому её лайнеры продолжали совершать трансатлантические рейсы по маршруту Генуя — Нью-Йорк. Незадолго до того как Муссолини вступил в войну, "Рекс" и "Конте ди Савойя" были направлены в надёжные убежища. Итальянский дуче решил не рисковать своими лучшими пароходами. "Конте ди Савойя" самым тщательным образом спрятали, закамуфлировав под остров. Но, видимо, разведке союзнических войск удалось узнать, что за новоявленный остров появился в Средиземном море. 3 октября 1943 года эскадрилья бомбардировщиков атаковала лайнер. На пароходе вспыхнуло сразу несколько пожаров. Огонь свирепствовал несколько дней, и в конце концов объятый пламенем лайнер пошёл ко дну. Другой трансатлантик — "Рекс" — стоял в тщательно замаскированном укрытии в порту Триест. Шёл 1944 год. Италия была разгромлена. Война подкатывалась к Триесту, и тогда немецкие стратеги придумали, как хотя бы ненадолго задержать стремительно продвигающуюся союзническую армию — затопить лайнер у входа в порт: поскольку длина гигантского судна составляла 270 м, это помешало бы высадке десанта и подкреплений.

Однако британская разведка установила за "Рексом" наблюдение. Союзникам очень не хотелось уничтожать замечательный лайнер — захват Триеста был делом нескольких недель. Но иного выхода не было, и 8 сентября 1944 года группа бомбардировщиков союзнических войск получила задание потопить исполинское судно.

В предутренней дымке лётчики вскоре различили силуэт "Рекса", который, крадучись и прижимаясь к берегу, медленно шёл по направлению к выходу из порта. Несмотря на 59 попаданий, зафиксированных во время воздушной атаки, лайнер не пошёл ко дну, а только потерял скорость и накренился на левый борт, находясь на расстоянии 100 метров от берега. В полдень на лайнер обрушилась вторая группа бомбардировщиков. Судно получило ещё 64 повреждения и только после этого пошло ко дну.

До сих пор многие специалисты, знающие толк в судостроении, считают эти бомбардировки бессмысленными: безоружные морские лайнеры никому не доставляли хлопот, и вполне можно было продлить их жизнь, а после войны использовать по назначению. Есть мнение, что потопили суда американские ВВС, что вполне допустимо, если заглянуть в военное историческое прошлое США.

«Прогресс Приморья», № 18 (382) от 02.06.2016 г.

Подготовил Семён Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно