|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Мастер воздушных атакИван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области в семье простого сельского труженика. Отец воспитывал в строгости маленького Ивана, с детства приучал к труду. Братья Яков, Александр и Григорий батрачили у зажиточных людей, принося в конце сезона домой скудные гроши и продукты. Да и сам Иван вынужден был зарабатывать в детстве, когда отец устроил его подпаском. Судьба была благосклонна к нему с детских лет и хранила его на протяжении всей его жизни. Еще в детстве, как вспоминал сам Иван Никитович в своей книге "Верность Отчизне", он мог погибнуть, утонув в Десне. Ребята в разлив отправились на лодке на дальний остров и вечером, при сильном ветре, возвращались в село. Порывом ветра лодку развернуло поперек волны и перевернуло. Оказавшись в холодной воде, дети поплыли к дереву, оказавшемуся неподалеку, и выбрались на ветки. К ночи спасшиеся начали замерзать, и друг Вани Андрейка утонул. Да и самого Ваню сдуло с ветки ветром, когда он, обессилев, не смог держаться. Упав в воду, Ваня сразу пошел ко дну. Чудо его спасения было в том, что в это время как раз подошла помощь на баркасе, где был брат Вани Александр. Он успел заметить, куда упал будущий советский воздушный снайпер и, нырнув, спас его. В тот день маленький Иван пережил первую тяжелую утрату в своей жизни. А сколько еще судьба ему уготовила... С детства Ваня увлекался спортом: это были и упражнения на турнике, и тяжелая атлетика — гиревой спорт. Отец часто ругал Ивана за изрытый гирями двор. В результате этих занятий будущий защитник Отечества развил великолепный вестибулярный аппарат и выносливость. В школе Ваня много рисовал, что развивало глазомер, зрительную память будущего аса. Пробовал писать маслом. Как у всех в жизни, незаметно пролетело детство. Закончив семилетку, Иван поступил в школу рабочей молодежи, где, работая библиотекарем, запоем читал не только художественные книги, но и техническую литературу. Прошло еще два года, и по совету отца Иван поступил в Шосткинский техникум на химико-технологическое отделение. Домой ходить было далеко, и Кожедуб переселился в общежитие при техникуме. Только мать не хотела расставаться с младшим сыном. В один из выходных с тяжелым чувством на душе Иван возвращался из техникума на выходные домой. На пороге дома его встречал отец. Мать Ивана, подорвавшая силы на тяжелых работах в людях, тяжело заболела, на все уговоры поехать в больницу она отвечала отказом. Пришло время возвращаться в техникум. Иван не хотел идти, видимо, предчувствуя беду, но мать уговорила его возвращаться. До поздней ночи Кожедуб просидел за книгами, упрекая себя за то, что не настоял на том, чтобы мама легла в больницу, а на рассвете его разбудил брат Яков. Увидев заплаканное лицо старшего брата, Иван сразу все понял. Овдовев, Никита Кожедуб тоже перебрался в Шостку, в общежитие при заводе, и часто приходил в гости к сыну. О первой своей встрече с самолетом Иван Никитович Кожедуб рассказал в своей книге "Верность Отчизне": "... Однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади, помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом. Вот бы подняться, посмотреть сверху на Десну, на наши просторные края... Перед самым отъездом я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только — в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации". Следующий шаг к своей судьбе Кожедуб сделал после войны у озера Хасан летом 1938 года. Вот тогда-то Иван и вспомнил свою недавнюю встречу с учениками техникума, которые поступили в аэроклуб. Они приходили в техникум тренироваться на спортивных снарядах. При последующей встрече с ними Иван задал вопрос, как подать документы в аэроклуб, на что получил малообнадеживающий ответ: документы подавать поздно, занятия уже начались. Но Иван все-таки рискнул и поступил в аэроклуб, дав слово догнать сокурсников по теории до начала летной практики. Он догнал группу, более того, был одним из первых учлетов в группе. Трудно приходилось успевать везде будущему герою. Иван учился в аэроклубе, не забывая о техникуме, ведь летать всю жизнь он еще не решил. Первое время приходилось таиться от отца. Кожедуб вспоминает, как однажды спросил: "А что, тату, если бы я летать выучился?" ("тату" по-украински означает "папа"). На что отец замахал руками: "Куда тебе за журавлем в небе гоняться?!" Но таиться Иван смог только до летних каникул в техникуме. Чуть свет собирался в Шостку на аэродром, на полеты. Так и узнал отец об увлечении сына, но, уже привыкнув к его самостоятельности, пороть будущего героя не стал. В том же 1939 году Кожедуб решил связать свою судьбу с истребительной авиацией, встретив своего земляка, который приехал в отпуск на родину. Молодые пилоты увлеченно слушали рассказы выпускника аэроклуба, с завистью рассматривая военную форму. Конечно, в те времена у летчиков была особо шикарная форма. Все войсковые офицеры ходили в гимнастерках, а летчики носили рубашки с галстуками и кители. В январе 1940 года Кожедуба вызвали в Чугуевскую школу военных летчиков по приказу Народного комиссара обороны СССР С.К. Тимошенко № 0362 от 22 декабря 1940 г. "Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом ВВС Красной Армии". Иван Кожедуб успешно окончил Чугуевскую авиашколу осенью 1940 года. Он ожидал распределения. Как и все его однокашники, готовился служить на западной границе, куда отправили весь выпуск того года, но командование распорядилось иначе. Один из лучших курсантов сержант Кожедуб был оставлен инструктором в училище. 23 февраля 1941 года ему было присвоено звание старшего сержанта. ВойнаВойна застала Ивана Никитовича на должности инструктора. С первых дней войны Кожедуб заваливает начальство рапортами с просьбой об отправке его на фронт, но начальство непреклонно. "Ваш долг — готовить пилотов для Красной Армии. Фронт несет большие потери". В конце 1941 года училище перевели в город Чимкент в Казахстан. Там в ускоренном режиме ковались кадры для фронта. Кожедуб продолжает осаждать начальство рапортами, на которые получает отрицательные ответы и даже нагоняи. Он все так же готовит пилотов для фронта. С фронта доходили газеты, в некоторых были заметки о подвигах их товарищей, бывших курсантов, инструкторов из училища. Скромные труженики тылового аэродрома завидовали своим друзьям, бившим врага над просторами Родины. Наконец осенью 1942 года Кожедуба отправили на фронт. В Москве Иван узнал, что одному из его лучших курсантов, Вячеславу Башкирову, присвоено звание Героя Советского Союза. Кожедуб гордился учеником и, возможно, был рад за себя. Если ученик превзошел учителя — это лучшая оценка педагогу как профессионалу. Кожедуб был зачислен в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал майор Солдатенко. Полк понес тяжелые потери в боях под Сталинградом и находился на укомплектовании. В Горьком полк переучивался на новые истребители Ла-5. Эти самолеты только стали поступать на фронт, но уже снискали себе славу в Сталинградской битве. В запасном полку Иван продолжает учиться, изучает новую материальную часть, проходит тренировочные полеты, изучает трофейные Ме-109, зарисовывая их силуэты и изучая уязвимые места. В январе 1943 года Кожедуб получает новый Ла-5 за номером 75 из эскадрильи имени Валерия Чкалова. Но он недоволен первой машиной: самолет оснащен пятью баками — несколько тяжеловат. Первый бойВ марте 1943 года Кожедуб провел свой первый воздушный бой. В паре со своим ведущим Кожедуб должен был охранять аэродром. С самого начала все пошло наперекосяк. Кожедуб при взлете потерял из виду самолет ведущего и остался в воздухе один. Сделав несколько кругов, Иван увидел приближающиеся самолеты, похожие силуэтом на бомбардировщики Пе-2. Иван вовремя вспомнил правило истребителя: "не опознав самолет, считай его самолетом противника". Взрывы на земле убедили Кожедуба в точности правила. Беда была в том, что, пока он разбирался, кто перед ним, Ме-109 начали атаку аэродрома. Кожедуб приготовился атаковать противника, снял пушки с предохранителей, но тут вспомнил еще одно правило: "перед атакой убедись, не атакуют ли тебя". Оглянулся — к нему шел самолет с белым коком винта. Пока думал, кто это — свой или чужой, "белый кок" открыл огонь. Сзади раздался треск, в кабине пахнуло гарью. Спасло Ивана то, что в кабину попал осколочно-фугасный снаряд, а не бронебойный. Ме-109 насели на него плотно, вот-вот добьют, но тут открыла огонь зенитная артиллерия, и "мессеры" отвалили. Ла-5 Кожедуба также попал под огонь своих и получил еще несколько пробоин. Большого труда Ивану стоило посадить изрешеченный самолет. После посадки насчитали более пятидесяти пробоин. Теперь Иван летал от случая к случаю. После первого неудачного боя его вообще хотели перевести в наземную службу: потерял ведущего, позволил противнику бомбить аэродром, сам чуть не погиб и самолет надолго попал в ремонт. Машина за номером 75 долго простояла в ангаре. С нее сняли два бака, для боя она не годилась. Иван иногда летал связным. Все время он учился бить врага, рисовал схемы, изучал опыт прославленных пилотов, особенно таких, как А.И. Покрышкин. Формулу боя Покрышкина "высота — скорость — маневр — огонь" Иван записал в свой фронтовой блокнот. Там же рисовал схемы, силуэты самолетов противника, чтобы в будущем не терять времени на опознание самолета. Он хорошо усвоил урок, преподанный ему немцами. Шли бои местного значения, но и в этих боях полк терял людей. Погиб ведущий Кожедуба Вано Габуния, когда таранил самолет противника; командир эскадрильи Гавриш. 14 апреля 1943 года во время налета погиб командир полка майор Солдатенко. К лету в полк прибыло пополнение. Кожедуб был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. К нему в пару был определен Василий Мухин. «Прогресс Приморья», № 19 (383) от 09.06.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |