|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ленд-лиз по-американскиПродолжение. Начало в № 16 В прошлом номере редакция газета "ПП" рассказала о том, как итальянские североатлантические суда-гиганты "Конте ди Савойя" и "Рекс", обладатели "Голубой ленты Атлантики", были бездумно потоплены во время Второй мировой войны союзническими бомбардировщиками. Историки сошлись в едином мнении: безоружные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не представляли никакой угрозы ни английской, ни американской армиям. Их прятали из благих побуждений — сохранить эти морские реликвии, творения рук человеческих и конструкторской мысли, как образец того, что в судостроении нет ничего невозможного, если поставить главную цель и упорно воплощать её в жизнь. Гонка за рекордом — необходимость доказать всему миру, что преодоление на предельной скорости североатлантических маршрутов вполне по силам большим лайнерам. Однако случилось то, что случилось. И союзники за операцию по затоплению "Конте ди Савойя" и "Рекса" получили награды. Но в глобальном смысле подвигом бомбардировку гигантов назвать нельзя даже с натяжкой. Анализируя подобные факты, невольно приходишь к выводу, что союзники воевали не против армий, а против городов, портов, гражданских судов и, что очень печально, уничтожали мирное население атомным оружием, как это случилось в Хиросиме и Нагасаки. Никто не оправдывает японскую военщину, генералов, мечтавших о мировом господстве, совершённых преступлениях на оккупированных территориях, но возникает вопрос: почему союзники не спешили тягаться силой с миллионной Квантунской армией в открытом противостоянии? Пожалуй, по истечении семи десятков лет после войны ответить можно. Вероятно, боялись проиграть. В это противостояние вступила наша армия и в течение двух недель обычным вооружением заставила капитулировать японских самураев. То, чего на протяжении четырёх лет не сумели сделать американцы, в короткое время сделали мы. Получается, что битву за острова США проиграли, а действовать на суше вообще не решились. Ясно, что в воздухе им тоже ничего не светило, потому что самолёты ВВС США зачастую летали в одну сторону. И то, что были попытки оправдать исчезновение самолётов якобы захватом экипажей инопланетными существами, не более чем миф, сказка с целью успокоить американского обывателя. С японскими "смертниками" всё ясно: их готовили для одного полёта, без возврата, и это знали все, включая родственников. Камикадзе — так их называли. Они обязаны были умереть за императора, уничтожая и себя, и врага. Как говорится, вот чёрное, вот белое. Наши союзники по коалиции действовали по-другому. Они повернули дело так, что Красная Армия по договору обязана была воевать с Японией на Дальнем Востоке. И мы приняли эти условия, встав живым щитом на Сахалине, Курилах, в Монголии и Китае. Если говорить о человеческих жизнях, оставшихся без кормильцев семьях, разрушенных и стёртых с лица земли городах и деревнях во время гитлеровской оккупации, то американское "железо" не смогло ни при каких статистических выкладках стать предвестником великой Победы нашего народа. В отличие от нашей страны американцы использовали войну в качестве обогащения и, находясь в комфортных условиях, за океаном, спокойно изобретали атомное оружие, готовя втайне сюрприз для советского государства. Япония оказалась между молотом и наковальней — между США и СССР. И всем стало ясно, кому грозит пальцем дядя Сэм. Если вернуться к ленд-лизу, то поставки грузов велись по восьми маршрутам. Самый ранний — через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Северные конвои были чрезвычайно рискованными, немецкие подводные лодки и торпедоносцы потопили около 80 судов из состава конвоев, соответственно, весь груз оказался на дне. В пределах 10 % грузов не были доставлены по адресу. Но маршрут работал. Был другой путь — длинный, но не менее опасный: по морю до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Находки и Хабаровска и дальше — через всю страну по железной дороге. Этим путём переправили более 50 % грузов. Существовал и авиамаршрут через Аляску и Чукотку, далее — в Сибирь. Американские воздушные машины летели своим ходом, но сотни из них разбились по дороге. Таких отправок было в пределах 80 %. Случалось, что самолёты попадали в нашу страну неофициальными путями — их подбирали в Европе и на Дальнем Востоке. К началу осени 1944 года, когда советские войска ушли далеко вперёд, освободив Украину от фашистов, в Восточной Европе всё чаще стали попадаться совершившие вынужденные посадки из-за отказа двигателя и брошенные экипажами американские и английские самолёты, в том числе и бомбардировщики В-17. Куда было девать это хозяйство? Командование Красной Армии, не получив внятного ответа ни от американцев, ни от англичан, приняло решение о восстановлении самолётов своими силами для дальнейшего применения. На ремонт уходила масса времени. Пришлось создавать отдельные части и соединения, которым вменялось в обязанность заниматься исключительно восстановлением иностранных машин. Например, в Венгрии и Австрии сбором и восстановлением американских тяжёлых бомбардировщиков занимался 449-й бомбардировочный полк. В конце войны было принято решение восстановленными В-17 доукомплектовать полки 45-й авиадивизии дальнего действия — на тот период единственного в нашей стране соединения четырёхмоторных бомбардировщиков. Всё ясно, но остался один вопрос: почему американцы не направляли в ремонтные бригады своих специалистов? Думается, процесс сдачи машины в эксплуатацию ускорился бы значительно. Нет, мы "подарили" вам развалюху, а уж дальше думайте сами. Не правда ли, удобная позиция? Однако такова реальность тех дней, мало чем отличающаяся от реальности дней сегодняшних. Впрочем, примерно таким же отношением к воюющей Советской стране относились и англичане. Вот один из примеров. В октябре 1942 года было заключено соглашение между британским и советским правительствами о поставке в СССР 200 экземпляров бомбардировщиков А.W. 41Albermarle. Понеся огромный урон в начале войны от уничтоженной немецкими ВВС прямо на аэродромах отечественной авиатехники, страна остро нуждалась в бомбардировщиках. И англичане, впрочем, тоже получая от американцев самолёты по ленд-лизу, перегоняли бомбардировщики на большой высоте по очень опасному маршруту через Норвегию, Швецию и Балтийское море, где искали добычу истребители противника. Перегнав первую партию из 12 самолётов, наши специалисты подвергли их тщательным испытаниям. Результат оказался неутешительным: английские самолёты значительно уступали отечественным дальним бомбардировщикам. Ознакомившись с результатом первых недель эксплуатации A.W. 41 в нашей стране, комиссия ВВС рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или, на худой конец, серьёзно модифицировать их. И это в разгар войны, когда бомбардировщики нужны сегодня, а не когда-нибудь потом. Такая вот, говоря по-русски, медвежья услуга получилась. В мае 1943 года в срочном порядке перегонку самолётов приостановили, а в сентябре правительство официально отказалось от 100 самолётов, 86 потребовало модифицировать. Но вскоре и от них ВВС отказались. Прибывших с первой партией 12 самолётов ждала нелёгкая судьба. После модернизации машины поставили на вооружение 1-й, позже 10-й гвардейской дивизии. Их мало эксплуатировали, почему они и служили более полутора лет. Однако по меньшей мере два самолёта разбились после аварий. Машины были переданы морской авиации. Четыре из них были приписаны к 65-му полку, где использовались для перевозки грузов с одного аэродрома на другой. И это боевые бомбардировщики! В 1944 году две ещё могущие летать машины передали Высшему морскому авиационному училищу имени Леваневского, которое тогда базировалось в приволжском городке Безенчуке. Туда же перегнали три самолёта из Внукова. Все машины в училище вошли в учебный полк штурманов. На конец войны два самолёта числились в строю, осенью 1945 года их списали в хлам. Судьба ещё двух самолётов сложилась так. Их отправили в 25-й запасной полк, базирующийся в Азербайджане, где переучивали экипажи на импортную технику. Использовали машины как учебные. Один самолёт разбился в 1943 году, судьба другого неизвестна. В предыдущих номерах газета Приморского регионального отделения СМР "ПП" привела ряд примеров некачественных поставок по ленд-лизу американцами. Вот другой пример. В начале войны администрация США обсуждала вопрос о поставках западным союзникам 10 тяжёлых бомбардировщиков в месяц. Пять обеспечивает Америка, пять — Англия. В проекте, с которым прибыл в Москву А. Гарриман, было записано, что США берутся поставить до июня 1942 года 27 таких машин. Наше правительство рассчитывало на получение пяти бомбардировщиков В-17. С этой целью группа отечественных специалистов прибыла в США. Руководил делегацией М.М. Громов. Однако американцы под различными предлогами отказали в получении В-17, предложив взамен В-26, В-25 и А-29, тем самым нарушив условия договора. Война продолжалась, и в 1944 году была предпринята ещё одна попытка получить самолёты марки В-17. Советская сторона направила запрос на поставку 24 таких машин в рамках IV протокола о военной помощи, но в результате не получила ни одного. К середине 1944-го было достигнуто соглашение, но совершенно по другому поводу, суть которого сводилась к использованию американских баз на нашей территории с целью осуществления бомбардировок объектов противника на территории Восточной Германии, Венгрии и Польши. Для приёма американских самолётов были построены дозаправочные станции на Украине (в Полтаве, Миргороде и Пирятине), организованы авиабазы, реконструированы под американские В-17 аэродромы, которые были оснащены металлическими взлётно-посадочными полосами, построены казармы, ангары и мастерские. Всё делалось согласно договорённостям в сжатые сроки, но на совесть. Более того, принимающая сторона обеспечивала противовоздушную оборону аэродромов, снабжение и обслуживание самолётов. Частично удалось воплотить план в действие, "челночные" рейсы проводились с 2 июня по 19 сентября 1944 года, а к началу осени они оказались ненужными, как и неисправные В-17, брошенные на американской базе. Выяснилось, что битые машины эвакуировать в США экономически невыгодно, но, так как самолёты поставлены, кто-то должен был покрыть расходы. Продолжение следует «Прогресс Приморья», № 19 (383) от 09.06.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |