Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Мастер воздушных атак

Окончание. Начало в №19

Курская дуга

Новая пара приняла свой первый бой 6 июля 1943 года на Курской дуге. Полк получил приказ прикрывать наземные войска. Над передним краем группа, в которой была пара Кожедуб — Мухин, встретилась с большой группой бомбардировщиков Ю-87.

Завязался ожесточенный бой. В воздухе перемешались свои и чужие самолеты. Очередью из пушек Иван заставил Ме-109 отвернуть от самолета комэска Семенова.

Бомбардировщики встали в оборонительный круг. Прошло несколько минут, и Кожедуб вышел на линию открытия огня. Заработали пушки, но "лаптежник" не падает. Иван продолжает стрелять. "Юнкерс" начал маневрировать. Забыв обо всем, Иван продолжает атаку, решив, что если не собьет врага — будет таранить, как это сделал его погибший ведущий Вано Габуния. Почти в упор Кожедуб всаживает во врага длинную очередь. Самолет запылал и упал.

На радостях Иван закричал ведомому: "Вася! Одного кокнул!"

Он посмотрел по сторонам и увидел, как от него отваливает "мессер", за которым погнался Мухин.

Команда комэска "Сбор". Кожедуб видит еще одну группу "юнкерсов", докладывает командиру, но тот продолжает собирать группу. Тогда Иван решает атаковать врага силами своей пары. Пристроившись в хвост к крайнему Ю-87, он в упор открывает огонь, но пушки молчат. Стреляя длинными очередями, Иван израсходовал весь свой боезапас. Он командует Мухину атаковать, а сам имитирует атаки. "Юнкерсы" ушли, а пара на пределе горючего вернулась на свой аэродром.

Иван Никитович вспоминал в своей книге, как во время доклада о проведенном бое командир эскадрильи строго отчитал его за отрыв от группы:

"Вот как?! За сбитым гоняешься? В такой обстановке нельзя быть несдержанным и неосмотрительным. Собьют в миг. Ну все же поздравляю с первым сбитым".

С 10 июля Кожедуб временно исполняет обязанности комэска вместо получившего ранение Семенова.

Боевой орден

23 июля 1943 года Кожедуб получил свой первый орден боевого Красного Знамени.

В сентябре 1943 года Иван получил долгожданные вести из дома. Из письма отца он узнал, что брат Яков с первых дней в боях, Григория угнали в рабство фашисты, а брат Сашко трудится в тылу на Урале.

Потекли обычные для него будни войны. По нескольку раз в день вылетали наши летчики на выполнение заданий.

30 сентября 1943 года группа Кожедуба вылетела на прикрытие наземных войск. На подходе к линии фронта Иван был атакован парой немецких охотников. Вовремя заметив их, он резко развернулся, не успев подать команду своим. В лобовой атаке немцы открыли огонь. В самолете сзади раздался треск, и противники разошлись на встречных курсах. Маневр Кожедуба был настолько быстрым, что бойцы его группы, увидев охотников, выходящих из атаки, посчитали, что Иван сбит, и погнались за немцами, горя желанием мести. Иван остался один в районе прикрытия. На все приказы Ивана по радиосвязи — никакой реакции. Прошло некоторое время, и группа Кожедуба вернулась, но прошла мимо в сторону своей базы, не заметив своего командира. А потом появились немцы, и Кожедуб один принял бой. Со всех сторон, на пределе машины, Иван атаковал Ю-87. Он заставил-таки их прекратить бомбометание и поставил в оборонительный круг. Но немцы не уходили, а горючее таяло. Нужно было сбить хоть кого-то. Иван, наконец, выбрал одного и в упор расстрелял. Увидев объятого пламенем падающего собрата, "лаптежники" беспорядочно отбомбились и стали уходить. На парах топлива Кожедуб вернулся домой.

Еще один день, о котором Иван Никитович вспоминает особо.

12 октября 1943 года. В третий раз он тогда повел свою эскадрилью на прикрытие войск. У линии фронта встретили большую группу вражеских бомбардировщиков. С ходу атаковали и разогнали, но с земли поступил приказ догонять и добивать противника. Истребители помчались вдогонку расстреливать Ю-87.

Этот бой подробно описан в книге Ивана Кожедуба "Верность Отчизне":

"Начинаю атаковать его сверху — он так прижался к земле, что снизу не подойдешь. Стрелок ожесточенно отстреливается, но пулеметные трассы летят мимо. Длинная очередь, и бомбардировщик вспыхивает.

Взмываю над пылающим бомбардировщиком. Раздается невнятный звук — любой удар о самолет слышишь, несмотря на гул мотора. Слышу испуганный голос Васи Мухина: "Батя, ты горишь!"

Быстро осматриваю левую плоскость — тут все в порядке. Посмотрел вправо — из бензобака выбивается огненная струя. Холодок пробежал по спине: да я и в самом деле горю! Пока не поздно, надо прыгать с парашютом. Быстро открываю фонарь. Отстегиваю привязные ремни. И вдруг вспоминаю — внизу враг".

Иван принимает решение пылающим самолетом таранить наземную цель. Но продолжает бороться за жизнь — пытается сбить пламя скольжением. Ничего не получается. Внизу он заметил скопление вражеской техники и перевел самолет в пикирование...

Разные источники рассказывают об этом случае по-разному. Поэтому приводим окончание истории со слов самого Ивана Никитовича:

"... Направляю самолет прямо на них. Стремительно вырастает земля. Еще осталась надежда, что можно сорвать пламя, если резко задеру нос самолета. Выхватываю самолет прямо над головами оторопевших немцев. И слышу радостный голос ведомого:

– Батя, пламя сорвано! Живем!"

В этот день судьба пощадила его в очередной раз.

Перелетев линию фронта, Кожедуб хотел снова покинуть самолет, но не смог — стало жаль машину. Он очень любил свои самолеты. Всегда отождествлял их с живыми существами. И ни разу за всю войну не покинул машину.

Стал героем

4 февраля 1944 года друзья поздравляли Ивана с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза. К тому времени личный счет Кожедуба перевалил за 30 сбитых вражеских машин.

В мае 1944 года, когда полк Ивана Кожедуба уже вел бои над Румынией, он получил приказ перегнать на свой аэродром из города Бельцы новый самолет. Прибыв на место, Кожедуб узнал, что Ла-5 ФН за номером 14 имени Героя Советского Союза подполковника Н. Конева командование авиасоединения решило передать ему.

Колхозник Василий Викторович Конев, отец погибшего в боях за Родину героя, на личные сбережения приобрел самолет и попросил передать его лучшему летчику. Им был признан Иван Кожедуб.

Воевать на такой машине было не только почетно, но и опасно. Немецкие асы прекрасно понимали, что на таких самолетах летают не простые летчики. Очень часто атаковали Ивана, увидев надписи на бортах, но верный ведомый всегда надежно прикрывал командира. В паре с Мухиным, как вспоминал Иван Никитович, он мог не опасаться за свой хвост.

И за надежность ведомого платил сполна. Большого уважения стоят его скупые воспоминания:

"... Осматриваюсь. Вижу — Мухин в выгодном положении. Передаю по радио: "Вася! Бей его! Прикрываю!.."

Или: "... Вася, берем в клещи крайнего!" (В этом бою пара сбила "Хейнкель-111", который был записан на счет Мухина.)

И сам героем был, и давал возможность стать героями другим.

В один из дней 44-го года на аэродром 240-го истребительного авиаполка приземлилась группа самолетов. По аэродрому разнеслось: "Покрышкин, Покрышкин!" Иван хотел подойти и познакомиться с прославленным асом, но постеснялся, а пока колебался, самолеты Покрышкина улетели. Только после войны Иван вновь увидел славного летчика в академии им. М.В. Фрунзе. Возможно, встречался он с ним и при подготовке к параду Победы.

Летом 1944 года Кожедуба вызвали в Москву. Там узнал Кожедуб о своем новом назначении — в 176-й Гвардейский истребительный авиационный полк .

Всю ночь Иван не спал, пытался найти слова, чтобы не покидать родной полк, но генерал Шацкий, посочувствовав, остался непреклонен. Он выразил свое понимание ситуации, но приказы сверху не обсуждают, их выполняют.

На знакомом запасном аэродроме, где Иван был еще несмышленым, неопытным пилотом, его узнали и поздравили с успехами. Пришлось Ивану Никитовичу переучиваться на новый самолет Ла-7. Полк воздушных охотников, где ему предстояло воевать, летал именно на этих машинах.

19 августа Иван узнал о награждении А.И. Покрышкина третьей медалью "Золотая Звезда". А его самого поздравляли с присвоением звания дважды Героя. Кожедуб к тому времени сбил 45 фашистских самолетов.

С конца августа 1944 года Кожедуб приступает к обязанностям заместителя командира полка. Полк выполняет задачи по воздушной охоте, укомплектован опытными пилотами, имеющими большой налет часов и богатый боевой опыт. Прошли те времена, когда наше небо защищали желторотые птенцы, подготовленные по ускоренному курсу "взлет — посадка". Теперь молодых пилотов, если позволяла обстановка, вводили в бой постепенно.

А в полку Кожедуба были поистине опытные летчики. Самолеты в полку имели особую окраску — серые, с красным носом и белым килем. Ивану за ночь перекрасили машину под стать другим. Так, на машине с бортовым номером 27 Кожедуб летал до конца войны.

В своих воспоминаниях Иван Никитович очень скупо рассказывает о своих сбитых. Все сводится к простым фразам: "... вижу противника, атакую, сбиваю...", и никаких красочных описаний. Говоря о периоде службы в 176-м ГИАП, Кожедуб больше описывает подвиги своих однополчан, а в своих вылетах видит обычные трудовые будни.

19 февраля 1945 года Кожедуб в паре с Дмитрием Титаренко вылетел на охоту. В районе Франкфурта на высоте 3500 метров они увидели одиночный самолет, идущий на высокой скорости. Выжав все до предела из своего "лавочкина", Кожедубу удалось приблизиться к неизвестной машине. Это был реактивный Ме-262. По данным разведки, с которыми пилотов знакомили, эти самолеты были принципиально новыми и опасными в бою. Немец летел, не особо заботясь о безопасности, — надеялся на высокую скорость. Постепенно сближалась советская пара с реактивным истребителем.

Зная характер Титаренко, Кожедуб просит: "Дима, не торопись!"

Но в самолет противника полетели трассы, и немец начал отворачивать с линии огня. Расстояние между Кожедубом и Ме-262 резко сократилось, что позволило советскому асу логично завершить атаку. После меткой очереди самолет Ме-262, разваливаясь на части, упал на землю.

Последних двух фашистов Кожедуб сбил 17 апреля в районе Берлина. Это были "Фокке-Вульф-190". И это был его последний воздушный бой в той войне.

В конце весны 1945 года Иван Никитович по приказу командования вылетел в Москву.

"Летающие крепости"

В последнее время сняты многие грифы секретности. Несекретной информацией стали и некоторые случаи, произошедшие в последний период войны.

В предисловии Н.Г. Бодрихина к книге И.Н. Кожедуба "Верность Отчизне" более поздних изданий приводятся интересные факты о воздушном бое Кожедуба с американцами: "Как рассказывал мне сам Иван Никитович, 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе "летающие крепости" союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару "мессершмиттов", но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.

"Кому огня? Мне?!" — с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. — Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких, трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял, кто это). В фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно, самолет взорвался в воздухе.

Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным, я ведь уже успел разглядеть белые звезды на крыльях и фюзеляжах. "Устроят мне... по первое число", — думал я, сажая машину. Но все обошлось. В кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос сумели перевести), он отвечал: "Фокке-Вульф" с красным носом"... Не думаю, что он тогда подыгрывал; не научились еще тогда союзники смотреть в оба...

Когда проявили пленки ФКП (фотокинопулемета), главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень четко. Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: "Эти победы — в счет будущей войны". А Павел Федорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: "Забери их себе, Иван, и никому не показывай".

"Это было одно из нескольких боевых столкновений советской и американской авиации, случавшихся в 1944-1945 годах..." (интернет-газета "Центразия", № 18 от 13 мая 2004 года).

Еще один знаменательный бой провел Иван Никитович перед Днем Победы — 6 мая, когда в советскую зону вошла группа "летающих крепостей" с самолетами прикрытия. Советские летчики предупредили американцев трассерами, но те продолжали лететь, отвечая огнем пулеметов. Тогда пришло время Кожедуба. За двадцать минут боя он вогнал в землю три непобедимых "крепости".

Звезды рисовать, однако, не разрешили и тогда, но воевать с американцами пришлось. Теперь это было на Дальнем Востоке, где дивизия 64-го авиакорпуса вместе со своим командиром генерал-майором Кожедубом воевала в Корее. Хотя и без "фюзеляжных звездочек" известно, что там не долетели до своих баз 264 американских пилота (Виктор Анисимов. Как Кожедуб американцев сбивал // Наше Дело. — 13 октября 2007 года).

Итак, за время Великой Отечественной войны Иван Никитович Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбив 62 фашистских самолета. Неплохой счет. Цитата из газеты "Радиоголос России": "Историки говорят, что Иван Кожедуб сбил гораздо больше самолётов, чем значится в официальных источниках. Дело в том, что он не записывал на свой счет вражескую машину, если сам не видел, как она упала на землю. "А вдруг он до своих дотянет?" — объяснял летчик однополчанам".

24 июня 1945 года И.Н. Кожедуб пронес по Красной площади знамя одного из полков в строю сводного полка Первого Украинского фронта.

Снова война

Летом 1945 года, после парада Победы, Иван Никитович был направлен в Военную академию им. М.В. Фрунзе. Как вспоминает Владимир Лавриненков в своей книге "Без войны", Кожедуб "сбежал" в Академию ВВС в Монино.

Поздним вечером в ноябре 1950 года за Кожедубом, отдыхавшем в санатории в Кисловодске, пришли два офицера МГБ и дали несколько минут на сборы.

В обкоме партии по правительственной связи он получает приказ командующего ВВС Московского округа В.И. Сталина прибыть в Москву: "Есть работа, а Ваня отдыхает..."

В обстановке секретности, под фамилией Крылов Кожедуб 10 месяцев командует 324-й истребительной авиадивизией в Северной Корее.

12 апреля 1951 года кожедубовцы провели свой первый воздушный бой над рекой Ялуцзян. Истребители защищали стратегически важный мост через реку. На мост шли 40 американских бомбардировщиков под прикрытием около100 истребителей.

Кожедуб поднял в воздух все 50 МиГ-15 — или грудь в крестах, или голова в кустах. Однополчанин Ивана Никитовича Сергей Крамаренко вспоминает: "Всего упало на землю 12 бомбардировщиков и 5 истребителей. 120 летчиков были взяты в плен китайцами и корейцами. Сам Кожедуб в этом бою не участвовал".

Но неужели азартный трижды Герой Советского Союза мог спокойно усидеть на земле?

Вылетать на боевые задания ему было строжайше запрещено. "Сталин еще в Москве ему сказал: "Ты хорош тут воевать своими методами", — рассказывает Николай Бодрихин в фильме Сергея Медведева "Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба".

Ассамблея ООН признала Северную Корею агрессором, и любая военная помощь ей была вне закона. Если бы Кожедуба сбили, мог случиться сильнейший международный скандал, а войска ООН могли бы начать боевые действия против СССР.

И все же Иван Никитович сделал несколько боевых вылетов.

Весь фильм пересказывать нет надобности. Лишь закончить этот эпизод из жизни Кожедуба хочется слова автора фильма Сергея Медведева: "Позднее китайские друзья Ивана Никитовича под большим секретом рассказали сыну советского аса, что тот за время своего пребывания в Корее дописал на свой "американский счет" еще 17 самолетов противника".

 

Биография И.Н. Кожедуба
 

Прославленный военный летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.

Осенью 1940 г. Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил Военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.

Началась Великая Отечественная война, и Ивана Никитовича как члена авиашколы эвакуировали в Казахстан, вскоре присвоили звание старшего сержанта.

Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г., когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находившийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Самый первый боевой вылет Ивана Никитовича Кожедуба был не очень удачным, так как истребитель Ла-5 будущего героя сначала обстрелял пушечной очередью немецкий "Мессершмитт", а затем (по ошибке) — советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на тяжелые повреждения, Кожедубу удалось посадить свое воздушное судно, хотя полному восстановлению самолет после этого не подлежал.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи, на Курской дуге — сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней — еще два. За эти и последующие подвиги в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль "Золотая Звезда" за 48 сбитых машин противника и 256 вылетов. А к концу войны гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника, среди которых — два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в Великой Отечественной войне произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания в машину Кожедуба, но истребитель, целый и невредимый, садился на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль "Золотая Звезда", став трижды Героем Советского Союза.

В своей автобиографии И.Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды Герой продолжил свою службу в ВВС. В 1949 г. окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились: во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях девять человек и 27 машин.

В период с 1964 по 1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г. был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги в 1985 г. ему присвоили звание маршала авиации.

Умер Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 г.

«Прогресс Приморья», № 20 (384) от 16.06.2016 г.

Подготовил Виктор Бойцов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно