|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Ленд-лиз по-американскиПродолжение. Начало в № 16 Двойственная политика американского правительства отчётливо проявилась в тот период, когда советской стороне было отказано в поставках бомбардировщика В-17 и предложена замена машинами В-25, В-26, А-29. Любопытна история самолёта В-25 "Митчелл". Эту модель бомбардировщика фирмы "Норт Америкэн" поставляли в СССР в 1941-1945 годах. Первые два В-25 прибыли в Мурманск 20 декабря 1941 года. Использовались эти самолёты для учебных целей. Следующая партия из 72 машин была отправлена через Иран спустя три месяца, уже в 1942 году. Самолёты летели длинным, утомительным маршрутом — через Бразилию, Атлантический океан, Африку и Ближний Восток. После "доводки" машины использовались для поражения автомобильных и танковых колонн, укреплённых позиций противника. Эффективность бомбардировок В-25 оказалась на нуле, по этой причине осенью 1942 года 222-ю дивизию, к которой были приписаны американские "Митчеллы", передали в авиацию дальнего действия. С конца 1942 года большая часть бомбардировщиков В-25 поступала из Америки по Алсибу (через Аляску и Сибирь). Всего по программе ленд-лиза было отправлено 870 экземпляров В-25, 9 из которых пропали без вести на маршруте. Интересна судьба одного самолёта В-25, попавшего на территорию СССР необычным путём. Коротко об этом газета Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала в одном из номеров за текущий год. Забегая вперёд, скажем, что история американского самолёта связана с Дальним Востоком. Эта машина участвовала в известном, но бесславном рейде американских самолётов на Токио. Можно назвать эту историю "Заблудившиеся в трёх соснах". И вот почему. Главнокомандующий армейской авиации США генерал Генри Арнольд назначил командиром группы подполковника Джеймса Дулиттла, одного из самых опытных лётчиков-испытателей. Дулиттл для участия в полёте отобрал группу добровольцев. Так как японские сторожевые корабли обычно размещались в 500 милях от Японских островов, то для обеспечения скрытности операции бомбардировщики В-25В должны были взлететь с авианосца на дальность 550 миль. Всё лишнее оборудование с самолётов сняли, взамен поставили дополнительные топливные баки, чтобы довести дальность полёта до 2000 миль. Каждый самолёт нёс четыре 500-фунтовые бомбы, для экономии веса с них сняли башенные установки 12,7 мм пулемётов. Кроме того, сняли часть радиооборудования, дорогостоящий бомбовый прицел заменили самодельным примитивным устройством. Хвостовая турель была заменена деревянным макетом, который должен был изображать пулемёты. Командование разработало многоходовку, с помощью которой планировалось, что головной самолёт подполковника Дулиттла сбросит на Токио зажигательные бомбы, чтобы вызвать пожары. Ориентируясь на их пламя, через три часа ещё 12 машин сбросят бомбы, а другие три бомбардировщика атакуют Нагою, Кобе и Осаку. По завершении бомбометания экипажам предписывалось сесть в Китае на территории, контролируемой войсками Чан Кайши. На бумаге план казался идеальным. 2 апреля 1942 года из Сан-Франциско вышел авианосец Hornet с 16 бомбардировщиками В-25В на лётной палубе. 13 апреля Hornet встретился в море с авианосцем Enterprise, который обеспечивал прикрытие с воздуха, образовав 16-ое оперативное соединение. В это соединение, помимо двух упомянутых авианосцев, входили четыре крейсера, восемь эскадренных миноносцев и два танкера. Такое впечатление, что американцы готовились дать смертельный бой японским войскам, думая о том, что операция засекречена донельзя. Однако это им только казалось. Японцы тщательно проанализировали данные радиоперехватов и догадались, что противник готовит военную операцию. Объединённый штаб японского флота приказал авиации ВМФ сконцентрировать в районе Токио, а также привести в боевую готовность патрульные суда береговой охраны. И принятые меры оказались своевременными. 18 апреля примерно в 650 милях от японского побережья один из сторожевых кораблей засёк американскую эскадру. Корабль вышел на встречный курс и был легко потоплен американцами. Однако командующий оперативным соединением адмирал У. Халсей был обеспокоен произошедшими обстоятельствами, понимая, что начинать полёты нужно немедленно, а не ждать полудня 19 апреля. Это грозило потерей не только кораблей, но и палубной авиации. Операция, не начавшись, уже не была секретной. Самолёты взлетели немедленно. Машина Дулиттла оторвалась от палубы первой в 8 часов 20 минут 18 апреля, последний самолёт взлетел после 9 часов 30 минут утра, и группа взяла курс на Токио. После взлёта последнего самолёта авианосное соединение на полном ходу покидало опасное место, куда должна была вот-вот нагрянуть японская авиация. Окончание следует «Прогресс Приморья», № 22 (386) от 30.06.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |