Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Науке морем ходить — учиться особо…»

Июль богат календарными датами, которые дороги россиянам по причине их значимости. Особенно этот летний месяц насыщен морскими праздниками, что для Владивостока, города у моря, имеет огромное значение.

Человек и море

Человек и море — понятия для нашего края тождественные, как, впрочем, и морское образование на Дальнем Востоке, которое является составной частью российского морского образования. Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России "ПП" теме образования уделяет немало внимания, но сегодня наш рассказ не вообще об образовании, а о морском образовании в России. В своё время Пётр I сказал: "Науке морем ходить — учиться особо…" По сути эти слова стали пророческими. Без моряков-профессионалов стране просто не обойтись.

Исторический экскурс в систему морского образования России, 315-летие которой было отмечено 27 января 2016 года, свидетельствует о её сложном, порой драматическом развитии. Но несомненно одно: сегодня она является одной из лучших в мире. Доказательством тому — востребованность наших моряков на мировом рынке труда, ориентация многих стран на российские методики и технологии обучения, их заинтересованность в подготовке своих специалистов в морских учебных заведениях России.

Еще при Иване Грозном, Борисе Годунове и основателях династии Романовых пытались "в Европу прорубить окно" — для развития промышленности и торговли, преодоления политической и экономической изоляции страны. Но лишь при Петре I, в октябре 1696 г., по решению Боярской думы впервые в многовековой истории России были заложены основы строительства государственного военного и транспортного морского флота. Успешно завершившийся второй Азовский поход убедил императора в важности флота в обороне государства и в решении других внешнеполитических задач. Россия становилась великой морской державой.

Быстрорастущему флоту не хватало специалистов: Петр, хотя и приглашал на морскую службу иностранцев, прекрасно понимал, что стране нужны свои, доморощенные кадры, особенного командного состава. По его указу от 27 (14) января 1701 г. в Москве была открыта школа "Математических и навигацких (то есть мореходных) хитростно искусств учения", куда поначалу приняли 200 человек в возрасте от 12 до 33 лет на срок обучения от 4 лет и более. Первое время она находилась в ведении Оружейной палаты, а затем — Адмиралтейской канцелярии, размещалась в Сухаревой башне, ранее служившей Сретенскими воротами Москвы. Это четырехъярусное строение как нельзя лучше подходило будущим мореходам для астрономических наблюдений.

Из стен Навигацкой школы вышли первые российские штурманы, гидрографы, инженеры, известные деятели русского флота: В. Чичагов, З. Мишуков, Д. Калмыков, П. Кашкин, А. Круз, П. Пушкин, К. Зотов, Г. Муханов, Н. Головин, С. Лопухин, Ф. Соймонов. Штурманы П. Чичагов, С. Малыгин, А. Скуратов, Г. Золотарев, А. Кожин и другие прославились исследованиями морей и побережий. С этой школой связано имя знаменитого ученого Л. Магницкого, создателя "Арифметики", по которой обучались многие поколения учеников и которая содержала ряд мореходных таблиц.

О важности этого учебного заведения говорит тот факт, что Петр I сам проводил смотры и экзамены выпускников школы, собственноручно распределял их по назначению.

Следующий шаг в развитии морского образования в России — появление в Санкт-Петербурге Морской академии, или Академии морской гвардии. Это было уже настоящее военно-учебное заведение с правильным распределением занятий, соблюдением военного порядка и дисциплины. 200 слушателей из 399 были переведены сюда из старших классов Навигацкой школы. В основном же в Морскую академию принимали детей столичной знати и состоятельных дворян.

В 1716 г. в российском флоте было учреждено звание гардемарина (морского гвардейца), переходного от воспитанника Морской академии к чину мичмана, а затем и офицера. Носить это звание считалось честью для молодых людей даже известнейших фамилий.

Позднее Навигацкая школа и Морская академия были соединены и переименованы в Морской кадетский корпус. Стали совершеннее учебные программы, вводились новые дисциплины, особое внимание уделялось изучению иностранных языков.

Создатели морского образования в России первостепенное значение придавали таким качествам будущих моряков, как строгое следование дисциплине, выдержка, верность долгу перед Отечеством, храбрость и разумная инициатива. Недаром именно в Морском корпусе воспитывались будущие флотоводцы, морские исследователи, истинные патриоты России: Ф. Ушаков, Д. Сенявин, М. Лазарев, А. Колчак, П. Нахимов, Г. Невельской и многие другие.

В то время военные суда обеспечивали и коммерческие перевозки, однако уже в середине XVIII в. началось "разделение труда" — появился торговый флот. Рижский магистрат предложил в нем использовать на льготных условиях иностранцев, пожелавших принять русское подданство, однако правительство высказалось за учреждение навигацких школ в российских городах, в том числе и в Астрахани, с тем, чтобы у России были собственные судоводительские кадры. Средств для этого не хватало, поэтому решено было обучение проводить индивидуально на купеческих судах с экзаменовкой в Адмиралтействе.

Как это ни странно, но первая навигацкая школа коммерческого флота появилась в Иркутске в 1753 г., где готовили топографов, многие из которых по стечению обстоятельств плавали штурманами. В 1783 г. в Санкт-Петербурге, а затем в Холмогорах появились водоходные училища, куда принимали на полное государственное обеспечение воспитанников — будущих учителей морского дела. Однако первые успехи этих заведений были незначительны, они то закрывались, то реорганизовывались. Вопрос о подготовке опытных судоводителей для торгового флота вновь поднял в 1803 г. астраханский военный губернатор, и не случайно. Астрахань с момента присоединения к Российскому государству являлась форпостом южных рубежей, центром пересечения важнейших торговых путей. Необходимо было строить и совершенствовать суда, готовить кадры судоводителей. Все это получило наибольшее развитие в петровское время, особенно в связи с переориентацией государственной внешней политики с северного направления на южное. После Персидского военного похода (1722-1723 гг.) Петра I Россия закрепилась на Каспийском море, что позволило расширить морские торговые операции. Число торговых судов росло, но опытных судоводителей не хватало. Было решено обучать штурманов в Морском корпусе на средства астраханского купечества.

На более прочную основу морское торговое образование было поставлено в 1829 г. с открытием в Санкт-Петербурге училища торгового мореплавания. В 1832 г. было построено первое учебное судно, в 1834 г. — открыто Херсонское училище, где наряду с навигационными предметами, учитывая специфику района плавания, изучались турецкий, греческий и итальянский языки. Выпускники училищ освобождались от рекрутства, телесных наказаний и подушного оклада. Попытка учредить навигационные классы при уездных училищах не оправдала себя, и в 1842 г. в некоторых городах были открыты самостоятельные шкиперские курсы.

Одним из наиболее одаренных был выпускник Николаевского-на— Амуре мореходного училища, основанного в 1855 году (ныне Сахалинское мореходное училище), прославленный русский флотоводец, океанограф, кораблестроитель, руководитель двух кругосветных плаваний адмирал Степан Осипович Макаров. Его именем названы высшие морские учебные заведения: ТОВМИ (военный флот) (г. Владивосток), Морская академия (гражданский флот) (г. Санкт— Петербург).

Именем адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова названа Морская академия (гражданский флот) (г. Новороссийск). Именем адмирала Павла Степановича Нахимова названы Севастопольское Высшее инженерное морское училище (военный флот), в г. Санкт-Петербурге — Нахимовское училище, которое готовит воспитанников для военных вузов.

В 1890 году во Владивостоке были открыты Александровские мореходные классы, положившие начало высшему морскому образованию на Дальнем Востоке, в частности, Морскому государственному университету имени адмирала Геннадия Ивановича Невельского.

Выпускники морских учебных заведений внесли огромный вклад в укрепление мощи военно-морского и торгового флота России, в развитие морского судоходства, освоение Дальнего Востока, Арктики, Антарктики и Северного морского пути. Их имена увековечены в сотнях названий морских судов и на географических картах.

Наш Невельской

Геннадий Иванович Невельской  вошёл в историю как исследователь, доказавший островное положение Сахалина и доступность Амура с моря для морских судов.

В 1846 году он был произведён в капитан-лейтенанты и, таким образом, получил право командовать судном. В 1848 году был назначен капитаном транспорта "Байкал" и отправился в плавание с целью произвести опись юго-западного берега Охотского моря и исследовать лиман Амура. Эти исследования положили начало систематическому изучению и освоению Приамурья и Приморья.  В августе 1850 года в торжественной обстановке, в присутствии жителей местных стойбищ , под салют из ружей он поднял русский флаг на мысе Куегда в 35 верстах от устья Амура, где сейчас расположен Николаевск— на-Амуре.

В течение последующих лет, по 1855 год включительно, Г.И. Невельской, уже как руководитель официально созданной правительством Амурской экспедиции, и его ближайшие помощники: Бошняк, Орлов, Березин и другие — деятельно обследовали Сахалин, устье Амура, открыли новые гавани на побережье Татарского пролива и Японского моря. Амурская экспедиция основала военные посты на берегах Сахалина и материке.

Руководя работами Амурской экспедиции, Невельской фактически закрепил за Россией Приамурский край и Сахалин, положив начало присоединению к ней территории Приморья. Трудами экспедиции были заложены военные посты, ставшие впоследствии городами — Николаевском-на-Амуре, Советской гаванью, Корсаковым, Мариинском. Сподвижники Невельского осуществили его мечту: в 1860 году был основан пост Владивосток, ставший опорным пунктом для закрепления русского влияния на Дальнем Востоке. Богатейшие районы стали кровной частью России. Современники по достоинству оценили заслуги Геннадия Ивановича. "Сделанные Невельским открытия неоценимы для России; множество прешествовавших экспедиций в эти страны могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы в той степени, как исполнил это Невельской", — это слова генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва-Амурского. Благодарные потомки чтят память славного адмирала. Сегодня именем Невельского названы восемь географических объектов. Первым памятником во Владивостоке, построенным ещё в 1897 году по инициативе и на средства, собранные горожанами, был памятник Невельскому.

В 1965 году по общему решению коллектива преподавателей и сотрудников Дальневосточного высшего инженерного морского училища (ДВВИМУ) его имя было присвоено училищу, ныне МГУ.

Ежегодно 5 декабря в университете проходит День памяти, посвящённый годовщине со дня рождения Г.И. Невельского, — с торжественным возложением цветов к памятнику адмирала.

Более десятка морей омывают российские берега. Экономическое возрождение нашей страны во многом связано с расширением внешней торговли, развитием современной морской науки, и учебные заведения играют в этом процессе свою значительную роль.

Современные квалифицированные кадры готовит Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. В настоящее время здесь проходят обучение курсанты из Монголии, Китая, Кореи, Социалистической Республики Вьетнам. В сентябре 2012 года в рамках Саммита АТЭС МГУ посетили президент СРВ Чыонг Тан Шанг, индийский консул Р.Б. Карджи; официальный визит в университет нанесла делегация из Даляньского морского университета Китайской Народной Республики на учебном судне "Юкун" во главе с президентом ДМУ профессором Ван Зу Вэнь, а также экипаж японского учебного судна и кадеты "Кайо-Мару". На базе университета проходит международный фестиваль морских вузов "Молодые капитаны мирового океана", в котором принимают участие команды из зарубежных государств (КНР, Сингапура) и России (Санкт-Петербурга, Калининграда, Петропавловска-Камчатского, Владивостока).

Роль МГУ в развитии морского образования на тихоокеанском побережье — одна из ведущих в России, о чём говорит богатая и славная история "мореходки". Следует заметить, что морское образование немыслимо без судоремонта и судострения, которые в значительной степени востребованы и развиты на Дальнем Востоке. Во Владивостоке в составе ДЦСС действует старейший, имеющий богатые традиции "Дальзавод"; большая работа по строительству судоверфи ведётся в Большом Камне, где на базе ДВЗ "Зведа", лидирующего предприятия Приморского регионального отделения СМР, ремонтируются подводные лодки и надводные корабли. Стоит отметить тот факт, что на "Звезде" в разное время работали выпускники нашего университета, знания и опыт которых востребованы и сегодня. И среди нового поколения выпускников есть ребята, которые готовы связать свою жизнь с судостроением и судоремонтом. И это добрый знак.

«Прогресс Приморья», № 23 (387) от 07.07.2016 г.

Пётр Пузин, замначальника СВФ Морской академии МГУ им. адмирала Г.И. Невельского

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно