|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Пленники танкера «Туапсе»Отечественный кинематограф всегда откликался на веяния времени, стараясь отразить действительность максимально точно. Особенно это касается советских лент, когда киностудии снимали художественные фильмы о совершенно документальных событиях того времени. О таких кинолентах газета Приморского регионального отделения СМР "ПП" рассказывала в предыдущих номерах нашего издания. Сегодня вспомним о несколько забытом фильме "Ч.П. — Чрезвычайное происшествие", который в 1959 году побил все рекорды отечественного кинопроката. В большей мере именно потому, что сюжетом стал реальный эпизод. В его основу легла история с захватом чанкайшистами советского танкера "Туапсе". Экипаж был пленён и передан советской стороне далеко не сразу и в неполном составе. Моряки стали заложниками политической ситуации, которая сложилась вокруг Тайваня, где действовал военный режим Чан Кайши, установленный не без помощи США и их союзников. Остров Тайвань назвали Китайской Республикой, а правление Мао Цзэдуна категорически отвергали. Чанкайшисты с 1949 года всячески стремились установить морскую блокаду КНР. Все способы были хороши. В октябре 1953 года тайваньским флотом был остановлен и захвачен польский танкер Praca, в мае 1954-го — опять же польское грузовое судно Prezydent Gottwald. Разумеется, в СССР знали об этом, полагая, что крохотное государство не рискнёт тягаться с большой страной. Но всё то, чего не ждали, случилось с советским танкером "Туапсе". Построенный в Дании в 1953 году, "Туапсе" после приписки в порту Одессы совершил два рейса в Антарктиду. В мае 1954 года танкер готовился к отправке в Шанхай с грузом осветительного керосина Т-10. Загрузившись в порту Констанца 24 мая 1954 года, "Туапсе" под командованием капитана В.А. Калинина вышел из порта Одессы и взял курс на Босфор. Рейс проходил в штатном режиме, но 24 июня, когда танкер следовал своим курсом по акватории Южно-Китайского моря, в 125 милях от острова Тайвань наблюдатели увидели на горизонте силуэты военных кораблей. Один был совсем рядом, два других шли чуть поодаль. Танкер прибавил ход, но с палубы головного корабля стали посылать сигналы с требованием остановки и прибытия капитана с документами на их борт. В ответ капитан Калинин прибавил ход. Однако военные дали предупредительный залп, и "Туапсе" пришлось остановиться. Во избежание провокаций, коих случалось в море немало, Калинин отправил на корабль старпома в сопровождении двух матросов. Спустя время к танкеру помчались два бота с вооружёнными людьми. Это был настоящий абордаж. Защищаться команде было нечем, и она оказалась пленённой. Нападавшие заперли моряков в трюмах. Некоторые пытались оказать сопротивление, но были избиты. Радисту удалось отправить в эфир короткое сообщение: "Идёт захват танкера". Порт Владивосток откликнулся первым, но уже было поздно: радиста скрутили, радиостанцию привели в негодность. Затем, действуя словно по разработанному плану, спустили флаг СССР и сбили герб страны. Ясно, что захватчики ничего не боялись, потому что дипломатических отношенний СССР и Тайвань не имели. Об этом хорошо знали и в США, чьи эсминцы стояли неподалёку и выдавали себя за сторонних наблюдателей. Команды явно следовали с борта одного из двух американских кораблей. Советские моряки надеялись на то, что недоразумение скоро сойдёт на нет и танкер продолжит путь. Однако ситуация становилась критической. Судно отвели в тайваньский порт Гаосюн, где налётчики перекачали весь керосин в береговые ёмкости, а команду, разделив на три группы, развезли в разные районы города. Владивосток принял радиограммуБез проволочек и обсуждений радиограмму "Туапсе", принятую во Владивостоке, переправили в Москву. Меры по выяснению обстоятельств ареста судна были приняты незамедлительно. Зная о том, что воды Южно-Китайского моря находятся под контролем США, заместитель иностранных дел СССР Валериан Зорин вручил ноту протеста послу США в Москве Чарльзу Боулену. Документ гласил: "Советское правительство считает необходимым заявить правительству США, что 23 июня 1954 года в 04:00 по местному времени советский танкер "Туапсе" Черноморского морского пароходства, следовавший с грузом осветительного керосина, в открытом море южнее острова Тайвань был остановлен военным судном типа "миноносец"… После получения сообщения от капитана танкера о нападении корабля типа "миноносец" радиосвязь была прервана. Дальнейшая судьба советского судна неизвестна". Американцы после некоторого молчания дали понять, что они не имеют к инциденту никакого отношения. Пока выясняли, кто прав, кто виноват, прошло три месяца. Моряки всё ещё находились в заточении. Однако дело приняло неожиданный поворот, когда с острова в материковый Китай сбежали два офицера секретной службы ВМФ Тайваня — Цуй Чан-Линь и Юй Тофань. Один из военных прямо заявил, что "Туапсе" захвачен по приказу и при поддержке военного командования США на Тайване. Выяснилось, что захват танкера осуществил гоминдановский военный корабль "Даньян". Оказалось, что в проливе Баши маршрут "Туапасе" отслеживался американскими эсминцами, которые сообщили координаты на "Даньян". Мао Цзэдун передал эти данные в Кремль. И началась долгая рутинная работа по освобождению экипажа танкера из плена. Ситуацию усложняло обстоятельство отсутствия на Тайване посольства или полпредства СССР. Москва обратилась к Франции и шведскому Красному кресту с просьбой в содействии по освобождению пленников. Время тянулось долго. А моряки тем временем подвергались мощнейшей психологической обработке. Впрочем, капитана, парторга и старпома судна после первого допроса трогать перестали — поняли, что на них действовать угрозами или лестью бесполезно. Идеологически их было не сломить никой пропагандой. Тогда акцент был сделан на молодых моряков, среди которых могли оказаться морально неустойчивые члены экипажа. Их допрашивали офицеры ЦРУ. Им предлагалось гражданство США, полная свобода, работа, помощь в обустройстве и всякие капиталистические блага. Чанкайшисты действовали другими методами: они запугивали, били, сутками не кормили пленников и не давали пить. Придумывали разные физические мучения. Матрос Воронов попытался сбежать, но был пойман, избит и посажен в яму. Затем военные имитировали его расстрел. Находясь под постоянным прессингом, 20 человек из 49 якобы отказались возвращаться на Родину. Те, кто желал вернуться назад, вернулись. Помогло французское посредничество. Таковых оказалось 29 человек. Это произошло 30 июля 1955 года. Другие остались в заточении ещё на несколько долгих лет. Прибывших в аэропорту Внуково встречали как героев. Судьба остальных членов экипажа сложилась так. Они были доставлены в США, где двое в 1955 году выступили по радио, рассказав о том, что с ними на чужбине обращаются хорошо, а пытки — это издержки советской пропаганды. То, что их заставили говорить то, что нужно, стало известно спустя время: в 1956 году пятеро моряков, в том числе и выступавшие по радио, пришли в посольство СССР в Вашингтоне и попросили доставить их на Родину. Просьба была исполнена. Один из моряков был осуждён на десять лет, но отбыл из назначенного срока в заключении семь. Четверо членов экипажа "Туапсе", оставшихся в США, были заочно приговорены в СССР к расстрелу как изменники Родины. Моряк по фамилии Иваньков-Николов был передан в советское посольство спустя три года. Его признали психически нездоровым, и почти двадцать лет он проходил лечение в больницах страны. В 1957 году четыре моряка были вывезены из Тайваня в Бразилию, затем в Уругвай, где их приняло посольство СССР. Они пришли с повинной. В Москве их осудили на 15 лет, но через шесть лет помиловали, а в 1990 году полностью реабилитировали. Немилосердной оказалась судьба к тем трём членам экипажа, кто вёл себя, по мнению чанкайшистов, дерзко и независимо. Они не поддались ни на посулы красивой жизни, ни на угрозы смерти и были приговорены судом к десяти годам тюрьмы. Однако их пребывание на острове затянулось на долгих 35 лет. Лишь в 1988 году консул СССР в Сингапуре сумел вызволить их из неволи. Из этой троицы долгой и тяжёлой оказалась дорога домой матроса Всеволода Лопатюка. В 1993 году его жене позвонили из Тайваня и передали, что её муж жив, но разбит инсультом. Он был доставлен на родину и долго лечился. Прибывшие рассказали о судьбе моряка Димова, покончившего с собой, Каламзане и Ковалёве, умершими на Тайване. Танкер был включён в состав ВМС Тайваня, стал называться "Куайцзи" и получил приписку к порту Гаосюн. Справка"Ч. П. — Чрезвычайное происшествие" — художественный чёрно-белый фильм (совместное производство киностудий им. Горького и им. Довженко, 1958 г.). Лидер кинопроката 1959 года (более 47 миллионов зрителей). В основе сюжета — реальные события, связанные с захватом советского танкера "Туапсе" в 1954 году. 1954 год. Советский танкер "Полтава", следующий с керосином в Китай, захвачен чанкайшистами. При этом моториста Райского обвиняют в том, что он якобы случайно убил одного из солдат (потом оказалось, что тот жив), и под этим предлогом чанкайшисты стали искать "убийцу", выставив это событие одним из поводов для задержания судна. Танкер с экипажем доставлен на Тайвань, где экипаж уговаривают добровольно перейти на сторону "подлинной свободы и демократии", обращаясь исключительно хорошо: поселяют на роскошной вилле, поят-кормят. Когда уговоры не подействовали, в ход пускаются совсем другие меры: концлагерь, лишения. Далее — героические приключения. Одни вернулись на Родину через несколько месяцев, другие только через годы, а некоторые не вернулись вовсе. Рассказ ведется от лица первого помощника капитана по воспитательной работе (в исполнении Михаила Кузнецова). «Прогресс Приморья», № 23 (387) от 07.07.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |