|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Герои и подвигиИстория отечественного Военно-морского флота знает немало подвигов, совершённых моряками-тихоокеанцами в период Великой Отечественной войны. В будни и праздники, бывая на Корабельной набережной г. Владивостока, мы останавливаемся у подводной лодки-мемориала С-56 и восхищаемся её славным прошлым. Приморцам хорошо известен боевой путь легендарной подлодки, которой в годы войны командовал морской офицер Г.И. Щедрин. Более 18 тысяч миль в глубинах трёх океанов и многих морей прошла в те грозные годы ведомая им лодка. Немало побед в схватке с фашистами одержал её экипаж. Вот только один показательный случай. Однажды у побережья Норвегии лодка была обнаружена противником. Чтобы ничем себя не выдать, подводники легли на грунт и выключили даже приборы регенерации. Людям было очень тяжело без очистки воздуха. 18 часов экипаж находился под водой, сохраняя боевую готовность. На лодку были сброшены 124 глубинные бомбы. Силы моряков иссякли, но они мужественно держались, стояли, как казалось, последнюю вахту. И судьба наградила за терпение и командира, и его команду. Лодка всплыла в безопасном месте и вернулась на базу, когда её уже считали погибшей. За весь период войны С-56 потопила и повредила 14 вражеских кораблей. Подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в гвардейскую, а её командиру капитану 3 ранга Г.И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Третьего не даноЕсли о подвиге экипажа С-56 газета Приморского регионального отделения СМР публиковала материал на своих страницах раньше, то о капитане А.И. Маринеско рассказываем сейчас. Под его командованием была проведена уникальная операция, которая закончилась потоплением немецкого лайнера "Вильгельм Густлофф". Это произошло 30 января 1945 года в Балтийском море. Лодка С-13 под командованием Маринеско преследовала немецкое судно, на борту которого находилось большое количество людей. Маринеско отдал приказ атаковать лишь тогда, когда убедился, что лодке не угрожает опасность. Впрочем, опасения были не напрасными: корабль был покрыт военным маскировочным окрасом, по бортам были установлены зенитные орудия, готовые к стрельбе. Знаки "Красного креста" отсутствовали. Поэтому атака морского транспорта напрашивалась сама собой. Интересен тот факт, что пассажирский лайнер "Вильгельм Густлофф" имел свою любопытную историю. 4 февраля 1936 года главарь швейцарских нацистов Вильгельм Густлофф получил пулю от Давида Франкфуртера, что послужило нагнетанию антисемитских настроений в нацистской Германии. Швейцарский нацист был возведён в ранг мученика, да такого, что на территории Германии появились объекты, названные его именем. Гитлер объявил трёхдневный траур по убиенному соратнику. Один из пассажирских пароходов получил имя Вильгельма Густлоффа. В начале 1940 года пассажирский лайнер использовался в качестве плавучей казармы. На нём размещались солдаты и офицеры 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводного плавания. Проще говоря, гитлеровцы готовили квалифицированные кадры для собственных ВМС. Так, до 1945 года это судно оставалось плавучей "учебкой". Сколько квалифицированныхподводников получили на нём теоретические знания и были приписаны к флотам за весь период войны, неизвестно, но то, что на борту "Вильгельма Густлоффа" в момент атаки С-13 находились 918 курсантов, офицеров и преподавателей и из них погибли 406 человек, известно доподлинно. Можно легко представить, что не окажись они в морской пучине в январе 45-го, участь их решилась бы где-нибудь в Берлине, в уличных боях. Убегая от наступающей Красной Армии, вошедшей на земли Восточной Пруссии, граждане покидали свои дома и любым транспортом пытались покинуть опасные места. Порты были забиты отступающими войсками и гражданскими людьми. На "Густлоффе", стоящем у причальной стенки, скопились тысячи беженцев. Историки, исследуя события той роковой ночи, утверждают, что на лайнере находилось около 6600 человек. В их число входили курсанты-подводники –918 человек, 373 "морские помощницы", проще говоря, женщины, служившие в ВМФ Третьего рейха. Это служащие, телефонистки, военнослужащие тыловых частей. На борту находились 162 раненых, экипаж составлял 173 человека. Остальные были беженцами. Однако как мог знать Маринеско, находясь на С-13, да ещё под толщей воды, есть ли в трюмах и каютах эти самые мирные жители? Согласно правилам морской войны, "Вильгельм Густлофф" был потоплен экипажем лодки Маринеско правильно. Вспомним, что корабль был покрыт военной маскировочной окраской, на борту щерились жерлами орудий зенитные установки, готовые в любую минуту к бою. Заметим, что никаких сигналов лайнер не подавал, он лишь ускорял ход. И атакован лодкой Маринеско был не сразу, а спустя время. Это говорит о том, что советские моряки выдерживали паузу, чтобы точно знать, что это за цель. Только в самый последний момент был нанесён торпедный удар. "Густлофф" затонул, Маринеско получил государственную награду. Всё ясно и понятно, война есть война. Здесь нет середины, как говорится, или грудь в крестах, или голова в кустах. Моряки выбрали первый и, пожалуй, самый верный на тот момент путь. «Прогресс Приморья», № 27 (391) от 04.08.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |