Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Северные авиационные маршруты

Продолжение. Начало в № 22

Вот как описал посадку спустя много лет в статье, опубликованной в газете "Советская Россия" в 1986 году, член экипажа Г.Ф. Байдуков: "Первый остров, Кевос, почти неприступная скала, второй, Лангр, с большим посёлком и заводом — тоже неподходящ, а вот третий остров — Удд, весь испещрённый ериками, наполненными водой, с небольшим числом домиков, почему-то понравился нашему командиру, и он кричит: "Ягор! Шасси на выпуск! Смотри вправо! Я — влево! Саша и Ягор — в хвост!"

Мы укрепляемся за радиостанцией, понимая, что шансов на благополучную посадку практически нет. Вся надежда на командира и название местности–залив Счастья.

Действительно Валерий Павлович родился в рубашке: машина коснулась земли мягко, тремя точками–две пары колёс на правой и левой стойках шасси и на хвостовой дутик. Затем–невероятное торможение, сильный удар, и АНТ-25 остановился. Буквально вкопанный в грунт.

…Ах, как нам пригодилось чкаловское уменье сажать самолёт в самых необычных условиях!.. Казалось, сесть на этом месте было невозможно: вокруг бесконечные овраги-блюдца, заполненные водой, крупная галька и валуны, один из которых вклинился между колёсами левой ноги шасси и оторвал одно из них".

Да, Чкалов есть Чкалов. Он и на этом крохотном клочке суши среди океана умудрился посадить тяжёлую крылатую машину на изрытую ямами косу. Нечто подобное совершила двумя годами позже Валентина Гризодубова, посадив "Родину" практически на болото, совершенно непригодную для взлёта и посадки местность. Поломки были незначительными. Тут впору говорить о профессиональном мастерстве. Таких посадок в истории авиации–единицы.

В этом же году остров назовут именем Чкалова. Политбюро ЦКВКП(б) и правительство поддержали инициативу дальневосточников о переименовании острова. Более того, 13 августа 1936 года было решено переименовать все три острова–Удд, Лангр и Кевос– в заливе Счастья на острова Чкалова, Байдукова и Белякова. Есть мнение, что Чкалов мог продолжить полёт до последней капли бензина, несмотря даже на то, что приходилось обходить погодные фронты, бороться с ветром, "болтанкой" и обледенением. Но экипаж принял приказ Орджоникидзе на приземление, который нельзя было не выполнить. В Москве понимали, что второй неудачи, подобной неудаче Леваневского, с дальним перелётом допустить никак нельзя. От чкаловского экипажа страна ждала только триумфа. И лётчики не подвели: экипаж Чкалова пролетел без посадки 9374 километра за 56 часов 20 минут.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 27 (391) от 04.08.2016 г.

Подготовил Юрий Тихий

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно